newspaper.jpg Обычно мы делали десятку событий в сфере СМИ. Но, наверное, все-таки в наши времена СМИ — это слишком узко. Поэтому ниже — десять главных событий в брянском медиа-пространстве в уходящем 2007 году.

1. Прекращение выхода «Брянского времени»

Начинаем сразу с грустного — просто потому, что смертей в брянском медиа-пространстве было больше, чем рождений, а еще потому, что СМИ как форма существования попросту вымирают. Доверие к ним стремительно падает — примерно до уровня 1984 года, когда основные новости собственной страны граждане узнавали от русской службы «Би-Би-Си» и с «Голоса Америки». Итак, накануне 1 апреля 2007 года умерла — и, скорее всего, окончательно — первая частная постсоветская брянская газета «Брянское время». Умерла, как и родилась — под руководством Игоря Шермана. Это была уже вторая смерть «БВ» — после короткой «клинической» в 2004 году она сумела силами энтузиастов из редакции (поскольку, по большому счету, никому, кроме них, она нужна не была) на какое-то время возродиться, у нее даже появился инвестор и новое редакционное помещение. Но именно этот инвестор «БВ» и прикрыл.

Смерть «БВ» по большому счету — это смерть всей журналистики 90-х, когда газета хотела что-то сказать и имела что-то сказать, и на это «хотела и имела» был свой читатель, который ее и кормил. Сейчас можно много говорить о «давлении на прессу», но никакое давление не может заставить читателей покупать то, что им не нравится. А реально расходившийся тираж «БВ» перед смертью составлял около 1000 экземпляров. Практически самиздат…

2. Закрытие газеты «Наш Брянск. Суббота»

Еще одна смерть — в начале марта была закрыта газета «Суббота». Официально она, конечно, называлась «Наш Брянск. Суббота», но многие ассоциировали ее с существовавшей в 1995-2000 году газетой «Суббота. Брянск». Однако ничего, кроме одного слова, в названии их не связывало. Газету, запущенную «Брянским Медиа Холдингом» в 2004 году, начало лихорадить еще в середине 2006 года — за год в ней сменилось три редактора, две модели и три варианта верстки. Но, «как ни болела, а всё померла» — в рамках общей реструктуризации «БМХ» закрыл газету как убыточный проект. По ходу этой же реструктуризации от холдинга «отпочковалось» «Видео Интернешнл Брянск» (реклама на «Первом канале» и телеканале «Россия» — основные телерекламоносители в Брянске), и «БМХ» превратился в объединение электронных СМИ, базовым из которых является телекомпания «60 канал» (сетевой партнер СТС), специализирующаяся на product placement внутри местных передач (четыре ежедневных получасовых окна)

3. Ликвидация самостоятельных сетевых проектов — признание брянского рынка неперспективным

И еще о покойниках. Как-то «мимо» всех прошел очень важный факт — даже два важных факта. В Брянске были ликвидированы как самостоятельные организации две «дочки» крупных сетевых проектов — уже упоминавшегося «Видео Интернешенл Тренд» и газеты бесплатных объявлений и рекламы «Из рук в руки». Первый, примерно с полгода просуществовав после «развода» с «БМХ» в самостоятельном плавании, был присоединен волевым решением московского руководства к тульскому филиалу; вторая после тяжелой и продолжительной (и малоуспешной) борьбы с газетой «Моя реклама» была и вовсе ликвидирована, как юрлицо, и превратилась в филиал «Пронто-Воронеж». А глубокий тайный смысл в этом однозначен: Брянск признан неперспективным для таких проектов — общий «рекламный бюджет города» не в состоянии прокормить «чужих» «сетевиков».

Для примера — телереклама. Хотя более или менее точно размещение рекламы «мониторится» только по линии «ВИ» — его доходы составляют около 20 миллионов рублей в год. «Рен-ТВ-Брянск» собирает до 15 миллионов, ГТРК «Брянск» — около пяти, остальные телеоператоры суммарно набирают менее пяти миллионов в год, иной раз отчаянно демпингуя (как это делает та же ГТРК). У газет немного другая специфика — их просто очень много, и рынок растащен на множество маленьких лоскутков. Тот, кто сумел устроиться на возможно большей части рынка, и является наиболее привлекательным для рекламодателя — остальные просто «не считаются» (в нише газет объявлений и рекламы «не считается» именно «ИРР»).

4. Тренд года в интернете — DDoS-атака

Про DDoS-атаку на брянские сайты уже нами писано-переписано. Но обойти это медиа-событие никак не получается — уж больно жестоко оно зацепило все более-менее успешные брянские интернет-проекты, которые фактически нормально не функционировали по несколько месяцев. Что самое смешное в этой ситуации — неизвестным злоумышленникам не нужен был ни с помпой рекламированный по ТВ, а по сути пустой «МойБрянск.Ru», ни брошенный его создателями «БрянскСити.Ru», ни даже усиленно продвигаемый и получающий некие дипломы, красиво сделанный, но информационно мертвый Брянск.Ру. Зато действующие информационные и социальные проекты (а «Брянский форум» можно считать таким же «социально-сетевым» проектом, как и многократно проклинаемые всеми начальниками Одноклассники.Ру) все были аккуратно «уложены» — со знанием дела и «подкачкой» время от времени, чтобы не приведи господи не «встали». Неизвестные злоумышленники своего добились — информационная интернет-активность в Брянске снизилась вполовину.

5. «Своё ТВ» — первый брянский кабельный канал

Поскольку эфирных телеканалов по причине национальной безопасности в Брянске и окрестностях открывать больше нельзя, развиваться вширь этот сегмент может только одним способом — через кабельные сети. Благо, «большая тройка» кабельных операторов — «Брянсктел», «Брянские кабельные сети» и «Интерактивные кабельные сети» — приобщили к этому благу цивилизации свыше 30 тысяч абонентов (1 абонент = 1 семья, смотрящая более 35 ТВ-каналов). Первой ласточкой местного кабельного канала и стало «Своё ТВ» — основу его продукта составляет контент, предоставленный Национальным телевизионным синдикатом, а «фишкой» — региональная составляющая, не зависящая от предоставленных «окон». «Своё ТВ» стал первым брянским телеканалом со стопроцентным собственным программированием — как пожелали поставить местные передачи, будь то новости или ток-шоу, так и поставили. И к новостям отношение (пока, во всяком случае) очень отличается от всех остальных мастеров голубого экрана: как сказал один из руководителей телеканала (а большую часть его составляют «эмигранты» с «Рен-ТВ Брянск»), «никогда у нас новости не будут начинаться с того, что губернатор съездил или что-то сказал».

6. «Городская карта. Брянск» — самое странное печатное СМИ 2007 года

Недалеко то время, когда газеты в России по затратам на производство обгонят телевидение. Именно материальный аспект и мешает появлению новых проектов в этой части рынка, а те, которые появляются, относятся, скорее, не к чтиву, а к чистой рекламе, две трети сборов за которую уходят обратно в типографию. Именно поэтому с доверием к печатной прессе дело обстоит весьма туго, за что читатели голосуют рублем — безбедно жить в наше время может только бюджетная газета, которой глубоко наплевать на количество читателей и вообще на то, есть ли они у нее вообще. В свете всего этого появление бесплатной чтивной газеты выглядело в январе 2007 года (и выглядит в декабре 2007 года) авантюрой, хотя и авантюрой, имеющей под собой основания. Дело в том, что ахиллесова пята всех (подчеркиваем — всех!) газет — распространение. Выписывать их — дорого (почта накручивает до 300%, газета золотой становится для читателя — отсюда мизерность подписки). Продавать их — фактически негде (основной продукцией в киосках «Союзпечати» стал лосьон «Трояр», но никак не газеты — поэтому они лежат в киоске огромной пестрой массой, в которой сложно вычленить какое-то конкретное наименование). В итоге — очень небольшие тиражи (10 000 — предел мечтаний) и огромные возвраты (до 25% иной раз). Ну, и завышение тиражей в выходных данных — это уже для рекламодателей. С бесплатной газетой тоже проблема: раскидывать по почтовым ящикам — неоправданно дорого (1 руб./экз. — при тираже в 50 000 экз. при 120 000 домохозяйствах в Брянске… Лучше даже не считать). Зато газета, распространяемая со стойки в торговом центре — это уже продукт, на который есть спрос. И обходится в производстве и развозке он явно дешевле…

7. «Точка» как зеркало целевой аудитории

В исследовании коммуникационного агентства Ketchum говорится: «Аудитория — это группа индивидуумов, а не безликая масса. При распространении информации не стоит полагаться только на репутацию медиа-ресурса, необходимо налаживать отношения с аудиторией путём распространения качественного, аутентичного и интересного контента». Глянцевому журналу «Точка», созданному в конце 2006 года, но развернувшемуся во всю свою глянцевую ширь, остается только аплодировать: он определил себе аудиторию, которая не жалеет денег для того, чтобы про нее написали ровно то, что она желает услышать. За пределы этой аудитории этот журнал не выходит, но аудитория эта готова платить бешеные по брянским меркам рекламные деньги за то, чтобы показать кому-нибудь, как про него классно написали в «Точке». Этакая стенгазета для богатых индивидуумов: кто-нибудь другой может что угодно написать, но верить будут только тому, что написано в «Точке» — потому что приятно для глаза. Это даже не глянец, это уже опиум. Для богатого народа.

Поэтому все остальные проекты-эпигоны — более качественные по контенту, но не затрагивающие самую суть целевой аудитории (т.е. пишущие для читателя, а не для героя публикации) — заведомо обречены на провал. Кто-нибудь слышал о «Брянской теме» — тоже глянцевом проекте, читать который гораздо приятнее, нежели «Точку»?

8. Покупка «Брянсксоюзпечати» «Роспечатью» и раздача долгов

На медиа-рынке Брянска 2007 год ознаменовался только одной сделкой. Зато очень существенной. Агентство «Роспечать» купила лидера (скажем прямо — монополиста) рынка розничного распространения периодической печати Брянской области — ООО «Брянсксоюзпечать» со всей его киосковой сетью, насчитывающей 150 киосков в Брянске и области. С этой сделкой связана одна любопытная финансовая история. Дело в том, что «Брянсксоюзпечать», по общему мнению газетчиков, была самой проблемной (это очень мягко сказано) сетью в Центре России. Задолженности за реализованную продукцию перед издателями у нее были фантастическими — от 200 000 до миллиона рублей. На нее ругались, но с этим мирились — просто потому, что такие объемы прессы, какие реализовывала «Союзпечать», в Брянске, а тем более в области, реализовать не мог никто, а реализация, как уже говорилось выше — самое слабое звено во всей медиа-цепочке. И вот перед совершением сделки брянские издатели договорились о создании «пула по выбиванию денег из «Союзпечати» — как минимум, чтобы обезопасить себя от того, что новые владельцы могут не признать старые долги. Но пула, как это всегда бывает в Брянске, не получилось — каждый договаривался о возврате своих долгов поодиночке. Кто-то успел до сделки, кому-то пришлось разговаривать уже с новыми хозяевами…

9. ВДНХ.ру — самый «вроде бы нужный» проект, который с первого раза никому не понятен

Если крупные сетевые проекты из Брянска в 2007 году фактически уходили, то интернетовские проекты в Брянск, наоборот, приходили. Таким является, например, интернет-выставка ВДНХ.ру. С одной стороны — проект нужный и важный в эпоху всеобщей интернетизации, когда самый последний начальник обязан, как лучший сисадмин, бороздить просторы мировой паутины… Опять же, больше девяноста клиентов у брянского офиса уже есть. С другой стороны, не оставляет ощущение, что чем-то эта «социальная бизнес-сеть» непонятна — что-то в ней есть от платного аккаунта ЖЖ. Но там дешевле… Это не антиреклама — ни в коем случае. Скорее всего, рекламные агенты плохо объясняют.

10. Яндекс-паразиты

Не стоило бы, может быть, заострять внимание на нижеописанных медиа-событиях, но если одно событие — это случайность, то два — это уже тенденция. 2007 год в брянском сегменте сети Интернет породил чудесный тренд: использование в своих личных интересах бренда самого популярного поисковика Рунета — Яндекса. Ни в одном городе не догадались сделать поисковик по местным сайтам, логотипом которого стала бы узнаваемая буква «Я» — а в Брянске догадались. И наплевать, что название города начинается с буквы «Б». В середине-то «Я» есть! Так возник ресурс Янск.Ру. Как на трезвую голову отнести его к Брянску — сложно сказать. Уникальный Брянск на букву «Я» просуществовал в одиночку примерно полгода, когда ему в пару появился достойный экземпляр — БрЯндекс.Ру. Вот интересно, что ни Смоляндекса, ни Туляндекса, ни Иркутяндекса в Сети нету. Нету в России таких креативщиков более… Тенденция, однако!