deti.jpg Затерявшееся среди холмов село Октябрьское Брянского района. Пять раз в день сюда из областного центра ходят автобусы, один раз в день привозят в магазин свежий хлеб, раз в два-три дня на расположенный в километре от деревни аэропорт Брянск садятся пассажирские «Боинги», которые увозят брянцев кого на северную вахту, а кого и к теплому Красному морю. Жизнь бурлит вокруг Октябрьского, в самом же селе в маленьком доме кипят нешуточные страсти. И поводом для них стали дети, которых у Валентина Балалаева и его жены Елены Загайновой уже четверо.

Олег Нилов

deti_1_angel.jpg Самую младшую дочку — Машеньку — Валентин никогда и не видел. Елена родила ее вдали от дома, но так ему и не показала. А буквально полгода назад Валентин и его мать Мария Владимировна точно также могли потерять свою старшую дочку и внучку — 13 летнюю Ангелину. Девочка оказалась на пороге смерти: с тяжелым истощением организма, со спайками в желудке, с подозрением на гепатит. Спасли ребенка лишь врачи одной из столичных клиник, проведя ряд сложнейших операций.

Валентин за свою жизнь успел поработать и пожарным инспектором, и тренером по легкой атлетике, а вот сейчас он трудится плотником в детском саду в соседнем селе. Зарплату в дом приносит, дети одеты-обуты, ходят в школу. Сразу и не поймешь, откуда же свалилась такая беда на старшую девочку. Но еще летом прошлого года вместе с милицией и судебными приставами бабушка и отец насилу разыскали ее в глухих лесах близ брянского города Трубчевск. Завезла ее туда родная мать.

deti_3_molod_mama_2.jpg Когда-то в жизни Елены и Валентина все шло гладко. Жили на Алтае, откуда родом сами Балалаевы, потом перебрались в Брянск. Но не сиделось Елене в семье, все время она водила знакомства с разного рода, как она сама говорила, «интересными» людьми. Одним из ее знакомств, впоследствии оказавшимся роковым, стала дружба с неким Владимиром. «Это какой, — спросил у Балалаева милиционер, с которым они искали по лесам под Трубчевском скит, где несколько лет укрывалась его жена, забравшая к себе старшую дочку, — не тот ли, что у нас по городу ходил, три шестерки видел везде и против ИНН ходил митинговал?». Да, новый сожитель Елены Загайновой, как она сама говорит про него родным, «стремится сам и ведет ее к светлой и чистой православной вере». Живут они в трубчевских лесах, ведут натуральное хозяйство, сажают картошку, доят коров.

deti_1.jpgВот только когда девочку с боем вынимали из лесной избушки, была она, рассказывает Мария Владимировна, «вся завшивленная, грязная, худющая, как скелет». «Еле откормили ее потом», — утирает слезу бабуля. И насчет ведения крепкого хозяйства в трубчевской глуши можно усомниться. «Картошка, коровы…», — все это версия матери о существовании в лесной обители. Как рассказала Мария Владимировна, жизнь ее снохи в лесу для малолетней Ангелины превратилась в кошмар. Женщина заставляла дочку есть мох, корни растений, кору деревьев. Рыдая, несчастная девочка просила мать отпустить ее домой, но обезумевшая женщина избивала Ангелину, заталкивала в хижину и заставляла молиться. Кстати, все это и стало причиной заболеваний ребенка. Она была на грани жизни и смерти, когда к ее обследованию приступили врачи Брянской детской областной больницы. В детском желудке обнаружили опухоль и множественные спайки. Кора деревьев, которой питался ребенок, исцарапала стенки пищевода, в результате открылось внутреннее кровотечение. При росте 135 см Ангелина весила всего 20 кг! Лечение, как уже было сказано, удалось успешно завершить лишь в Москве.

deti_4_mamaangel.jpg Елена всю жизнь была человеком странным, даже в лесном скиту с новым гражданским мужем спокойно ей не сиделось. Периодически сбегала она оттуда то в Брянск, то наведывалась в Октябрьское, то видели ее в других областях. Иногда она таскала ребенка за собой, иногда оставляла у знакомых, а то и вовсе оформляла в приют. В школу в положенные 6-7 лет маленькой Ангелине пойти не удалось. Сейчас тринадцатилетняя девочка вынуждена ходить в третий класс. Местные учителя отныне зорко следят за тем, чтобы мамаша больше не появлялась на пороге школы, ведь около полутора лет назад она буквально выкрала ее оттуда. Перед этим Елена долго не была дома, а потом неожиданно нагрянула к ребенку: «Поедешь со мной?». Девочка согласилась и оказалась… в лесной глуши. Полгода проживания там едва не стоили ей жизни.

Неуемная душа носит Елену Загайлову по Брянщине и России-матушке. К мужу она возвращалась лишь затем, чтобы родить очередного ребенка. Потом исчезала, забирая одного из них с собою в дальние края. В детях ее привлекало лишь положенное пособие на ребенка — мамаша нигде не работала. Кстати, сейчас она родила еще одного, но как предполагает ее муж Валентин, даже не от религиозного адепта Владимира. «Импотент он, я навел справки у местных мужиков в Трубчевске, только и может, что ходить да кричать на все углах, что сатана придет, везде ему 666 мерещится, — уверяет Валентин. — А родила она, скорее всего, от брата Владимира, который тоже живет с ними в лесной обители». Сама же Елена, стараясьdeti_5_vse.jpg по-христиански не врать, говорит, что ребенка дал Всевышний, а ее новый друг живет с ней, спасая ее от нечистой силы. «А мы после войны в Бога-то особенно и не веровали, — рассуждает бабушка семейства, — и ничего, жили как-то. Я вот двоих воспитала одна, без мужа, а у моей матери нас вообще одиннадцать было — и ничего, всех на ноги поставила. Как же так можно относиться к своим детям?». Всю неугомонную троицу — едва оправившуюся от болезней Ангелину, 9-летнюю Наташу и 11-летнего Юру — воспитывают бабушка и папа.

Впрочем, взбалмошный характер Елены Загайловой, как оказалось, еще не самое страшное. Окружающих ее людей преследует злой рок. «Она всем приносит одни несчастья», — уверяет Валентин. Лучшая подруга Елены несколько лет назад пропала, а спустя полгода, весной, тело ее нашли в реке — разрубленное на части и упакованное в пакеты. В период своего очередного похода из дома перебралась Елена в Брянск к весьма религиозной местной жительнице, но спустя некоторое время женщина, обезумев, сожгла в печи своего маленького ребенка. Около двух лет назад, вспоминают Мария Владимировна и Валентин, закрутила Елена роман с соседом, но и для односельчанина все закончилось душевным расстройством, после которого он убил свою беременную жену.

«Взять бы им и разойтись», — скажет сторонний наблюдатель обо все этой истории. Но для того, чтобы развестись с женой, Валентину сначала нужно отыскать ее в дремучих брянских лесах. Несколько раз и он, и его мать просили лишить Елену родительских прав, но парадокс — формальных поводов для этого не было. «Не пьет, не курит, приводов в милицию не имеет, — сказали Балалаеву в местном отделе по делам несовершеннолетних. — За что лишать-то?». Только сейчас родным детей удалось собрать все справки о том, что своих родительских обязанностей она не выполняет, к тому же, из памяти всплыл давний разговор, когда Елена рассказывала супругу про то, как в молодости лежала в психбольнице с шизофренией. Было это на Алтае, куда сейчас органы опеки и попечительства Брянска готовятся направить запрос.

Фото автора.