agitation.jpg 30 ноября — последний день агитационной кампании. По результатам исследования, проведенного компанией «Медиалогия» для «Газеты.Ru» в течение последних месяцев, в преддверии выборов СМИ все больше и лучше говорили о «Единой России» и все меньше и хуже о партии СПС.

Во время предвыборной кампании в Государственную думу СМИ больше всего рассказывали избирателям о «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Таковы результаты исследования информационно-аналитической системы «Медиалогия», проведенного специально для «Газеты.Ru».

Фаворитом почти уже закончившейся кампании стала «Единая Россия». О ней рассказывали и писали в разы больше, чем о каком-либо другом участнике выборов. Наиболее благоприятным месяцем для единороссов стал октябрь — в первый день этого месяца президент Владимир Путин принял решение возглавить список этой партии. Если в сентябре в СМИ о «Единой России» было 12 659 сообщений, то в октябре — 20 063. В ноябре журналисты явно охладели к лидеру гонки, упомянув его всего 14 607 раз. Такие данные были получены на основе анализа более 3000 ведущих российских СМИ: ТВ и радио, газет, журналов, информационных агентств и интернет-изданий из всех регионов России.

Для оценки общего отношения прессы к тому или иному участнику выборов был разработан специальный показатель — индекс информационного благоприятствования (ИИБ). Он рассчитывается исходя из нескольких параметров, в том числе влиятельности СМИ, характера упоминания (позитивного, негативного, нейтрального), роли объекта в сообщении и степени конфликтности контекста. На протяжении всей кампании индекс «Единой России» был в разы выше, чем у остальных претендентов. В сентябре он составил 6734,12, в октябре — 19019,52, а в ноябре — 8321,85.

Немного иначе выглядит динамика в отношении «Единой России» на телевидении. Здесь партии всегда уделяли гораздо больше времени, и оно увеличивалось с каждым месяцем. В сентябре общий хронометраж передач, где упоминалась партия, составил примерно 19 часов, в октябре — почти 23 часа, а в ноябре — около 29 часов 13 минут. Данные были получены на основе анализа выпусков новостей и информационно-аналитических программ Первого канала, «России», «ТВ Центр», НТВ и РЕН ТВ.

Любопытно, что лидер «Единой России» Борис Грызлов главным ньюсмейкером кампании так и не стал. В сентябре по ИИБ он занимал первое место, но с минимальным отрывом от других политиков: 2663,01 против 2654,98 у главного либерал-демократа Владимира Жириновского и 2458,09 у лидера «Справедливой России» Сергея Миронова.

С вступлением Путина в кампанию дела Грызлова явно пошли на лад. ИИБ лидера единороссов составил 4273,43, а Миронова — только 2219,63. Отставание Жириновского стало еще более заметно — 1214,85. А в ноябре, когда начался агитационный период и президент сам вплотную занялся пропагандой партии, Грызлов совсем отошел на второй план. Место лидера по рейтингу ИИБ занял Миронов с показателем 2180,20, Грызлов опустился на второе место (1991,68), впрочем, все равно опережая Жириновского (1004,73).

В последний месяц кампании интерес к спикеру Госдумы потеряли и телеканалы. Главной звездой телеэфира стал Владимир Жириновский — ему было посвящено 13 час. 11 мин. эфирного времени, лидеру КПРФ Геннадию Зюганову 9 час. 19,5 мин., а Борису Грызлову только 8,5 час. Миронов от него отстал ненамного — 8 час. 15 мин. Лидеру «Яблока» Григорию Явлинскому посвятили 7,5 час. эфирного времени, а председателю СПС Никите Белых — 5 час. 19 мин.

Надо отметить, что по рейтингу ИИБ на первых четырех местах расклад за три месяца кампании никак не изменился. После единороссов идет КПРФ. В ноябре индекс составил 3879,79, а в сентябре — 3972,97. В октябре разрыв между единороссами и другими участниками кампании был заметен как никогда, и индекс КПРФ составлял 4388,80. Третье место застолбила ЛДПР: в сентябре ИИБ составлял 3005,21, в октябре 3143,52, а в ноябре — 2397,83. Следом, почти вровень с ЛДПР, идет «Справедливая Россия», которая в сентябре получила индекс 2956,24, в октябре — 2852,27, и в ноябре — 1351,41. Партия «Яблоко» занимала то пятое, то шестое место по рейтингу ИИБ: в сентябре ее опережал СПС, в октябре — «Патриоты России», а в ноябре «Яблоко» их все же опередило. Другие участники выборов не пользовались особой популярностью.

Самое серьезное падение интереса к себе пришлось пережить «Союзу правых сил».

В сентябре его ИИБ составлял 1206,52, в октябре — 1126,35, а в ноябре партия оказалась на последнем месте с минусовым рейтингом — 122, 94. Как раз в ноябре в СМИ появилось немало сообщений о партии, которые носили явно негативный характер.

Меньше всего СМИ были благосклонны к Демократической партии России — в октябре партии телеканалы посвятили 1 час 19 мин., и было написано 39 сообщений. В ноябре партия стала большей появляться в телеэфире — 5 час. 8 мин., и почти в два раза увеличилось количество сообщений — 68. Однако ИИБ Демпартии оказался сравнительно неплохой: в ноябре 634,82, а в октябре 853,80.