jazz.jpg Музыка, танец, кухня, езда на автомобиле, все это — джаз… «Благоустройством души» занимались живущие в «джазовой столице», Брянске, в пятницу, 23 ноября, при активном содействии оркестра Бена Мирзояна и его солистов, экзотик-бэнда «Маримба плюс», дуэта «Этносфера» и группы «Белый острог».

«Самое культурное мероприятие в году» открыл Брянский эстрадно-джазовый оркестр Бена Мирзояна. Знойная «Испания», блюзы от Виктории Носовой (в том числе и ее любимый Куинси Джонс) и Андрея Запецкого, соло Мирзояна, инструментовка «Святой Томас», «Мир птиц», и уже опять Носова и Мирзоян в роли ведущих.

Не успели объявить о выступлении «Маримбы», как на сцену вышли Клевенский и Филатов, дуэт «Этносфера». Один из лучших дудочников России (в его руках волшебно поют свирели, флейты, волынки, кларнет, жалейки, рожки и другие чудесные дудочки) Сергей Клевенский появился на сцене с целым арсеналом инструментов, доставая их по мере надобности и погружая в атмосферу грядущего Нового года.

Клевенский часто использует в одной композиции кельтские, славянские, скандинавские, балканские, азиатские духовые, порой обращаясь к конкретному инструменту ради единственной фразы. «Я не демонстрирую мастерство,— говорит музыкант, — тот или иной инструмент нужен, чтобы выразить какую-то идею, конкретную мысль».

Соло пианиста и композитора Сергея Филатова на рояле, виртуозное владение волынкой Клевенского — редкое эстетическое наслаждение. «Marimba Plus» — плюс что? «Скажем, такое определение: маримба плюс… флейта. Плюс кларнет… И — плюс абсолютно новый взгляд на музыкальные каноны, правила, на все писаные и неписаные законы композиции? Решает каждый для себя… Главное — аналогов в мире нет!» — так говорит о названии лидер группы Лев Слепнер (кстати, композитор, получивший премию «Триумф»). Джаз, этника и современная музыка — равно art-fusion. Они играют для тех, чьи музыкальные пристрастия поделены между классической, интеллектуально-джазовой, этнической музыкой, фанком, джаз-роком, «соединяя симфонизм с драйвом». «Прогулка по Праге» (ребята были там на этнофестивале), «Зебрано» (это африканское дерево, черно-белое изнутри), «Небесный слон», «Нибелунги» — все это благодаря уникальному инструменту, маримбе, в электронной версии. Шаманские удары палочками (mallets) с наконечниками дают целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, «ксилофонового», до мягкого, напоминающего церковный орган.

И наконец — музыка «мирового контекста», дуэт Two Siberians, «Белый Острог» — на русский манер, любимцы брянской публики Юрий Матвеев и Артем Якушенко. О них говорят, что «Two Siberians делают то, что у Дэйва Мэтьюса делают пять человек…». «Мы сами основали этот жанр — созвучие гитары и скрипки — и сами же в нем и живем. Сейчас формируется название этого течения, есть такое редкое направление сейчас — no drum, то есть «без барабанов», — говорит Юрий Матвеев. — Вот под это течение наша музыка очень подходит». Мелодия может начаться чуть ли не с барочных или ренессансных традиций, потом поменяться на жесткий, почти роковый саунд, а затем трансформироваться в сентиментальный фолк. Она меняет направления и настроения как ветер, кидаясь из одного в другое.

На этом джаз в Брянске не заканчивается — впереди еще концерт Ирины Богушевской с новой программой «Шелк» («Дружба», 2 декабря, 19.00).

jazz-1.jpg jazz-2.jpg
jazz-3.jpg jazz-4.jpg
jazz-5.jpg jazz-6.jpg

Фото Павла Баранова.