terminal_.jpg «Извините, автомат временно не работает». Такую надпись увидели жители Брянска на терминалах по приему удаленных платежей за услуги связи уже в начале этой недели. Вступило в силу указание Центробанка №1842-У, уточняющее принципы работы организаций, принимающих платежи за коммунальные услуги и связь. Теперь участники рынка не могут понять, можно ли им работать. Сказался ли кризис платежей на операторах мобильной связи и рядовых абонентах? Первые комментарии по этому поводу получил корреспондент ИА «Город_24», столкнувшись с подобной надписью на терминале в самый неподходящий момент.

Суть дела состоит в том, что до этой недели большинство операторов строило свою деятельность по приему наличных от граждан и переводу денег поставщикам оплачиваемых услуг на основе агентских соглашений с ними. Однако Центробанк в указании обязал организации, принимающие платежи, заключать договор с банками, в которых открыты счета конечных получателей денег, фактически поставив прежнюю схему вне закона. С этого момента оплату за услуги, в том числе и связи, смогут принимать лишь юрлица, которые подпишут агентский договор с банками. Для конечного потребителя подобное нововведение означает удорожание услуг и исчезновение терминалов по оплате из точек, удаленных от больших городов.

Эксперты отмечают, что «агентская модель приема платежей выполняет важную социальную миссию». «Пункты приема платежей индивидуальных предпринимателей подчас являются единственной возможностью удобно и быстро оплатить услуги связи. В случае расширенного толкования закона жители многих регионов, и особенно социально незащищенные слои населения, останутся без возможности пополнить баланс сотового телефона, а представители малого и среднего бизнеса лишатся существенного источника доходов»,— отметил Борис Ким, председатель Комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ в ходе «круглого стола», организованного в октябре пресс-центре РИА «Новости». Участие в мероприятии, посвященном вопросам приема платежей, приняли представители крупнейших операторов сотовой связи — «МегаФон», «МТС» и «Билайн» — и провайдеры услуг Интернет, представители законодательной и исполнительной власти, а также региональные операторы и другие заинтересованные организации.

Много ли неудобств испытает рядовой житель Брянска и области, станет ясно по прошествии некоторого времени, в любом случае, альтернатива у абонента всегда есть, свидетельствуют местные представители крупных компаний сотовой связи.

По словам начальник коммерческого отдела Брянского отделения ЗАО «Мобиком-Центр» Светланы Варнавской, «решение о том, каким именно образом будет регулироваться ситуация на рынке, — прерогатива соответствующих органов власти. Задача оператора сотовой связи — сделать все для того, чтобы у абонента была возможность выбрать приемлемый способ оплаты из действующих на территории РФ.

У абонентов компании «МегаФон» возможностей множество: мы понимаем, что всегда были и будут абоненты, которым приятнее и удобнее общаться с живым кассиром, чем засовывать купюры в бездушный автомат. Поэтому «живые» кассы ни когда не отомрут. Оплатить услуги компании на территории региона можно в Центре Продаж и Обслуживания по проспекту Ленина, 6, в офисах экспресс-обслуживания, фирменных салонах, а также в 300 дилерских пунктах на территории области. Еще один способ оплатить услуги связи — единая карта оплаты. Она действует на всей территории России и позволяет оплатить не только свои услуги связи, но, при необходимости, и любого другого абонента общероссийской сети «МегаФон». Кроме того, у абонентов компании «МегаФон» есть возможность оплачивать услуги сотовой связи через систему «Сервис-гид».

«Безусловно, нам было известно о произошедших изменениях заранее. В связи со снижением количества пунктов приема платежей работа Брянского филиала ОАО «ВымпелКом» изменилась в сторону увеличения количества карт оплаты в торговых точках Брянска и области. Этих торговых точек на данный момент около шестисот. Треть из них способны не только продавать карты оплаты, но и принимать денежные платежи. Претензий по поводу закрытия некоторых терминалов к компании и ее дилерам в Брянской области не поступало», — отметил Алексей Степин, коммерческий директор Брянского филиала ОАО «ВымпелКом».

Эксперты прогнозируют, что в итоге одни предприниматели просто уйдут с рынка, столкнувшись с увеличивающейся административной нагрузкой и ростом издержек, а другие повысят комиссию, чтобы окупить новые затраты. Тем не менее, «законность агентской модели подтверждена ГК РФ и Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ.