hram-solunskogo.jpg 8 ноября православные празднуют Дмитров день. В поселке Отрадное Брянского района это престольный праздник: сельский храм носит имя Святого Великомученика Димитрия Солунского. Построенный на деньги помещика Ивана Алымова в 1757 году, сейчас храм переживает второе рождение: жители села восстанавливают его собственными силами. В истории, связанной с этим храмом, много удивительного. Дочь Ивана Алымова Глафира, бывшая любимой фрейлиной Екатерины Второй, виртуозно играла на арфе. Ее портрет с арфой принадлежит перу известного русского художника Дмитрия Левицкого…

Об истории села и церкви

В древности село Отрадное, где расположена церковь Святого Великомученика Димитрия Солунского, носило название Голяжье. Это название сохранилось до сих пор среди местных жителей. Согласно исследованиям историка-краеведа В.В. Крашенинникова, славянское селение Голяжье возникло не позже IХ-Х веков и названо так по занимавшим ранее это место жителям из литовского племени голядь, которые либо ушли отсюда под давлением превосходивших их по численности славян, либо слились с ними. Сведений о первых веках существования селения не сохранилось. Можно утверждать, что оно уже в XVI веке было селом: в церковных документах упоминается о разорении церкви села Голяжье в годы Смутного времени.

В документах 1670-х годов отмечалось, что находившаяся в Голяжье церковь Дмитрия Солунского «без пения из дальних лет, и службы в ней не было от ветхости». Лишь в 1679 году местный помещик Измаил Тимофеевич Алымов, старший из трех братьев, оставшихся после смерти их отца Тимофея Дмитриевича, взялся построить новую деревянную церковь. В декабре 1713 года эта церковь сгорела, и владелец Голяжьего, поручик Иакинф (Акинфий) Евстратович Алымов вместо того, чтобы построить новый храм, обратился в Брянское духовное правление с просьбой перевезти в Голяжье старую деревянную церковь из села Ольшаницы, где к тому времени уже была построена новая церковь. Разрешение было получено, и старую ольшаницкую церковь поставили в Голяжьем «на старом церковном погорелом месте». К началу 1750-х церковь окончательно обветшала, и в 1753 году полковнику Ивану Акинфовичу Алымову было разрешено начать строить в Голяжьем каменный храм. Стройка началась на следующий год, но в 1757 году Иван Алымов умер, и завершала строительство храма уже его вдова Анна Васильевна.

О знаменитой землячке Глафире Алымовой

Интересно, что Глафира, дочь купца Ивана Алымова, родившаяся уже после смерти отца, в 1958 году, в некотором роде прославила свою семью более, чем ее многочисленные братья. Глафира была одной из самой лучших выпускниц Смольного института благородных девиц первого выпуска. За успехи в учебе она получила одну из пяти больших золотых медалей. Одним из главных ее достоинств была виртуозная игра на арфе. Говорят, Екатерина вторая наслаждалась ее великолепной игрой. Обладая такими замечательными способностями, Глафира Алымова неоднократно получала предложения руки и сердца от самых титулованных мужей, однако всем отвечала отказом и в конечном итоге вышла замуж за военного человека с небезызвестной фамилией Ржевский.

alimova.jpg Если не ошибаются историки, то на портрете, написанном русским художником Дмитрием Левицким, изображена именно она. «Портрет Г.И. Алымовой» принадлежит к сюите портретов смолянок, заказанных Дмитрию Левицкому, скорее всего, ректором Академии художеств И.И. Бецким, близким другом и доверенным лицом Екатерины II. Историки говорят, что Глафира Ивановна Алымова (1758-1826) прославилась как выдающаяся арфистка. Она также обладала литературным даром и оставила после себя интересные «Памятные записки».

Не очень знатного происхождения, дочь полковника, она была девятнадцатым ребенком в семье и с шести лет воспитывалась в Смольном институте — Воспитательном обществе благородных девиц. Способная к обучению, Алымова блестяще закончила институт в первом выпуске 1776 года и получила золотую медаль первой величины. На выпускном акте девушка произнесла благодарственную речь на французском языке. Еще в институте Глафира Алымова сделалась известной благодаря страсти к ней семидесятипятилетнего президента Академии художеств Ивана Бецкого. Можно предположить с большой долей вероятности, что все портреты смолянок были созданы только ради этого изображения. Свою любовь к юной воспитаннице Бецкой «скрывал под видом отцовской нежности». Впоследствии Алымова писала в своих воспоминаниях: «Будь он откровеннее, я бы охотно сделалась его женою».

На портрете Левицкого Алымова одета в белое платье выпускницы Смольного института. В «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1776 год рассказывалось о трехдневных празднествах, происходивших в Воспитательном обществе в присутствии царского двора: «Девицы последнего возраста [то есть выпускного класса] одеты в белое, их платья, подпоясанные голубыми лентами, представили восхитительное зрелище. Они составили из разных инструментов концерт, перемешиваемый хором».

Сразу же по выходе из Смольного она жила какое-то время в доме Бецкого, была принята ко двору и вскоре вышла замуж за немолодого вдовца Ржевского — вице-директора Академии наук, литератора и масона. После его смерти, уже в начале ХIХ века, она стала женой молодого учителя французского языка и переводчика басен Крылова г-на Маскле, которому выхлопотала дворянство и придворный чин.

И снова о храме

Ежегодно с 1757 года в мае от каменного Дмитриевского храма совершался Крестный ход, для которого приносилась Свенская икона Божией Матери, «выносились некоторые иконы из местного храма (в том числе особо чтимая жителями икона Святого Иоанна Воина), и далее с молебнами и водосвятием Крестный ход следовал по окрестным полям».

hram-61.jpg Как и большинство церквей, в послереволюционные годы храм был закрыт и «перепрофилирован». В разное время здесь был то клуб, то колхозный склад. Реставрация храма, организованная благотворительным обществом, началась в 2001 году, но за недостатком средств работы приостановили. И, что самое интересное в этой истории, инициатором восстановления святыни стала даже не Епархия, а жители Голяжья. Именно они в 2003 году на собрании решили возрождать храм самостоятельно. Образовали общину, стали проводить субботники. Очистили церковь от мусора и убрали прилегающую территорию. Жители стали приносить в храм все, что могли: скатерти, ковровые дорожки, столы, тумбочки и, конечно, иконы. Вернулась в храм и вынесенная оттуда икона Великомученика Димитрия Солунского и Священномученика Харалампия. Темная икона с трудноразличимыми ликами, по свидетельству жителей села, очистилась и замироточила…

hram-41.jpg 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, в храме состоялось первое Богослужение после разорения. 8 ноября 2004 года совершилась первая Божественная Литургия. В 2005 году купол храма был отреставрирован и покрыт металлом. В этом году в при храме открылась воскресная школа для взрослых. Существует воскресная школа для детей. Каждую среду начали совершаться акафисты святым, в честь кого освящен храм: Великомученику Димитрию Солунскому и Священномученику Харалампию.

hram-21.jpg К настоящему моменту сделано уже многое: накрыт купол, оштукатурен барабан, обложен кирпичом восьмерик, вставлены временные окна, возведена над трапезной частью храма временная кровля. Но до сих пор остается разрушенной колокольня, в основной части храма невозможно проводить богослужения, так как необходим капитальный ремонт (на полу сорвана плитка, стены неоштукатурены, нет хорошей крыши, отсутствует отопление). У храма не осталось ни одной приходской постройки. Однако по субботам и воскресеньям тут регулярно идут богослужения (сейчас службы совершаются в боковом приделе во имя сщмч. Харалампия). Здесь же можно венчаться и крестить ребенка. Доехать сюда можно на маршрутном такси №66 до конечной, прямая дорога доведет вас прямо к храму.

Для тех, кто пожелает помочь восстановлению храма, банковские реквизиты:

Филиал ОАО «Уралсиб» в Брянске

р/с 40703810000000040621

БИК 041501754

к/с 30101810700000000754

ИНН/КПП 3245000268/320701001

Фото Светланы Штименко.