vibory_uhodya.jpgВ субботу в России началась предвыборная агитация в СМИ. Как выяснила «Газета.Ru», за время предыдущих кампаний партийный креатив изрядно истощился, и партийцы во многом повторяют друг друга.

С субботы российские граждане, возможно, почувствуют, что в стране началась предвыборная кампания. По крайней мере, с этого дня партии получат доступ к самому прямому средству воздействия на сознание и самому эффективному с точки зрения политтехнологий ресурсу — телевидению. Дополнят их радиоэфир и печатные СМИ. 3 ноября начинается официальная предвыборная агитация.

Кандидатам дается месяц на то, чтобы каким-то образом убедить избирателя выбрать именно их. По сути, речь идет только о прямой рекламе и призывам голосовать «за». До этого партии уже отметились развешиванием повсюду билбордов и выступлениями своих лидеров в телеэфирах. Эфир и печатные площади по традиции поделят на платные и бесплатные. Собственно, бесплатный эфир стартует после праздников. «А вот размещать платные ролики можно хоть начиная с выходных, все зависит от того, успели ли сами партии подготовиться и согласовать свою рекламу с Центризбиркомом», — говорит юрист по вопросам избирательного права Вадим Прохоров.

За «Единую Россию» будет агитировать Путин

Главным героем партии власти, как и следовало ожидать, должен стать Владимир Путин. Впрочем, специально для роликов президент не снимался, будут показаны уже ранее отснятые кадры деятельности главы государства. «Мы собираемся в роликах охватить довольно большой материал — все то, что делалось в России за 8 лет и связано с ее возрождением», — рассказал «Газете.Ru» глава исполкома «Единой России» Андрей Воробьев. Должны быть показаны успехи нацпроектов и всевозможные элементы возрождения державности, такие как новые виды вооружений. Апеллировать единороссы намерены к патриотизму и государственническим чувствам. «Каких-то оригинальных решений не будет», — пообещал Воробьев. Главным лозунгом, по его словам, останется уже появившийся ранее на билбордах слоган «Верим в Россию, верим в себя». Часть роликов ЕР, уже без участия президента, должны просто агитировать граждан за то, чтобы прийти на выборы и выбрать правильную партию.

Телероликов «Единой России» граждане смогут увидеть много. Партия власти по традиции отказалась от теледебатов, что автоматически резко увеличило положенное ей время на другие виды агитации. Впрочем, и без этого, стоит заметить, единороссы явно не окажутся в информационной блокаде. Согласно последним данным рейтинга «Медиалогии», партия власти значительно опережает всех остальных по своей упоминаемости как в телевизионных, так и в печатных СМИ. Так, согласно рейтингу информационного благоприятствования, ближайший конкурент ЕР коммунисты отстают почти в пять раз (4388 против 19019 у партии власти).

План Зюганова против плана Путина

Коммунисты обещают строить свою рекламу на контрасте. «Мы обязательно противопоставим «плану Путина» «План КПРФ — план народа», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь первого зампреда партии Ивана Мельникова Павел Щербаков. Впрочем, по его словам, речь не идет о том, что в роликах появится план Путина. «Просто мы хотим показать разный образ жизни: людей в роскоши, казино, олигархов, несправедливое распределение национального дохода, с одной стороны, и людей, которые могут и хотят работать для страны», — рассказывает Щербаков. Людьми, «готовыми работать для страны», судя по всему, должны стать главные герои телероликов — лидеры первой тройки партии Геннадий Зюганов, Жорес Алферов и Николай Харитонов.

Схватка за справедливость

На прошлых думских выборах Партия социальной справедливости шла в блоке с Партией пенсионеров и в своих роликах неприкрыто критиковала КПРФ. Но на этот раз, как заверяет ее лидер Алексей Подберезкин, реклама партии никого не обидит. Партийцы даже хотят как-то выделиться на фоне остальных — все сюжеты будут мультипликационными. Вот только главный слоган партии — «Справедливость для всех» — едва ли не полностью совпадает со слоганом «Справедливой России» «За справедливость». «Наша партия появилась намного раньше», — утверждает Подберезкин, не смущаясь, что от обилия справедливости в телеэфире избиратель запутается.

«Справедливая Россия» свои ролики будет делать адресно. Часть роликов посвятят пенсионерам, часть аграриям, часть другим социальным группам. Так, в одном из продолжительных роликов лидер партии, спикер Совета федерации Сергей Миронов, в неформальной одежде будет рассказывать про решение проблем села и обещать: «Не дам деревню в обиду». Этим роликом мироновцы надеются перебить электорат у другой политической силы — Аграрной партии. Правда, аграрии заполучили в свои ряды весьма харизматичного «актера» — бывшего коммуниста-рабочего Василия Шандыбина. Он вместе с лидером партии Владимиром Плотниковым и крестьянкой Ниной Брусниковой будет в эфире напоминать о росте цен на продовольствие и необходимости поддержать село. Главный лозунг ролика — «Поддержи деревню и проголосуй за Аграрную партию». «Мы хотим призвать голосовать за себя не только крестьян, но и горожан, именно на них будет направлена агитация, ведь продовольственная проблема касается всех», — сказал «Газете.Ru» лидер партии Плотников.

Танкер, армия, ЕС

Среди правых партий наиболее разнообразными обещают стать ролики СПС, а наиболее оригинальными — Демократической партии России. «Главным в наших роликах станет борьба с культом личности, наш электорат — все те, кому не нравится наступление на демократию», — заявил «Газете.Ru» главный политтехнолог СПС Антон Баков. По его словам, в роликах снялась вся федеральная тройка — Никита Белых, Борис Немцов и Мариэтта Чудакова. Так, Немцов будет жестко выступать против подхалимажа чиновникам, а заканчиваться ролик будет словами «Нет культу личности!». Помимо этого в роликах, которые пойдут на Москву, окажется задействована Мария Гайдар, которая будет сообщать зрителям:

«Я Маша Гайдар, я новое поколение демократов».

Но могут появиться и неожиданные решения. Если в предыдущую кампанию правые отличились тем, что показывали своих лидеров, сидящими в дорогом кожаном салоне частного самолета, то на этот раз, как заверяет Баков, в роликах должен фигурировать нефтяной танкер под названием «Россия».

Ролики Демпартии должны представлять из себя новости «Евроньюс» 2020 года, когда, по мнению лидеров этой партии, будут видны результаты их правления в России. Лидер партии Андрей Богданов будет представлен в роликах как вождь российского парламентского большинства, а страна к этому времени окажется в ЕС. «Евросоюзу будет посвящено 90% нашего эфирного времени, еще 10% мы отведем нашей идее о том, что необходимо ввести официальный откуп от армии», — рассказал Богданов «Газете.Ru».

Ролики «Гражданской силы», в свою очередь, должны быть построены в виде игровых сюжетов. «Мы хотим объяснить, что выбор еще не сделан, что еще не все решено, главным слоганом будет «Делай выбор!», — говорит пресс-секретарь партии Александр Агамов. По его словам, никаких экспериментов вроде сгнившего яблока на этот раз на телеэкранах не будет. Сгнившее яблоко с флажком НБП партия показывала во время выборов в Мосгордуму, противопоставляя себя выдвинувшим единый список СПС и «Яблоку». Тогда, впрочем, «Гражданская сила» еще называлась «Свободной Россией».

Что же касается «Яблока», то, по словам пресс-секретаря лидера этой партии Григория Явлинского Евгении Диллендорф, партия будет делать акцент на тех вещах, которые, возможно, не так популярны в обществе. «В роликах мы будем призывать к дружбе народов и выступать против национализма и ксенофобии, нашей темой станет также экология», — рассказала «Газете.Ru» Диллендорф. По ее словам, Явлинский выступит со слоганом «Власть под контроль граждан!».