gerasimov.jpg О безопасности на железной дороге, о цене билетов и зарплате, о рельсовых автобусах и пригородных поездах, о новых вокзалах и электричках — интервью ИА «Город_24» с потомственным железнодорожником, начальником Брянского отделения Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Александром Герасимовым.

— Александр Павлович, «Российские железные дороги» празднуют в этом году 170-летие. Это значительный срок. Как Вы оцениваете работу Брянского отделения дороги за последнее время?

— Этот год знаменателен: исполнилось 60 лет отделению, 170 лет — Российским железным дорогам. По данным за последние девять месяцев, Брянское отделение Московской железной дороги по всем показателям имеет положительную динамику по отношению к прошлому году. Растет грузооборот, пассажирооборот…

— Брянское отделение в большей степени грузовое или пассажирское?

— И пассажирское, и грузовое — практически в равной степени. Вот считайте: в летний период каждый день у нас идет 56 пар пассажирских поездов (вместе с пригородными), 70 пар — грузовых. Получается, 140 поездов в сутки, через каждые 10 минут поезд.

— Одним из главных приоритетов в Вашей работе остается личный контроль за тем, что делается на дороге для обеспечения безопасности движения поездов. Меняется ли ситуация в лучшую сторону? Что делается в этом направлении?

— Безопасность для нас — действительно, главное. Мы обязаны содержать инфраструктуру в нормальных условиях, должны отвечать высочайшим требованиям. Что такое инфраструктура? Путь, энергетика СЦБ, локомотивы, вагоны, здания… В этом году на содержание инфраструктуры вложено полтора миллиарда рублей, не считая того, что мы получаем новый подвижной состав: в мае, к Дню Победы, — электропоезд «Партизанская Слава», к 30 октября прибудет второй новый электропоезд, а он стоит 110 миллионов! Три новых рельсовых автобуса будут ходить по малодеятельным участкам дороги, первый из них отправится в путь уже 1 ноября. Автобусы — красавцы! Они работают на дизельных двигателях Mercedes, удобные, комфортные, 74 посадочных места для пассажиров.

— По каким направлениям брянцы будут ездить на рельсовых автобусах?

— Мы их пустим на малодеятельные участки, где использовать пригородные поезда не рентабельно. С Унечи до Селецкой, по направлению Брянск — Еленский, в сторону Дудорово, где населения осталось мало, дорог нет, а ходит дорогостоящий подвижной состав. Вообще, рельсовые автобусы — это перспективный вид транспорта, не только комфортабельный и быстрый, но и экономичный, поэтому они считаются незаменимыми на убыточных маршрутах, там, где наблюдается небольшой поток пассажиров. Может быть, пустим автобусы в «пиковые» часы, в праздничные дни — под Новый год, на Пасху.

— Действительно, пассажиры пригородных поездов часто сталкиваются со следующей проблемой: поезда переполнены. Из-за малого количества вагонов в пригородных составах людям, купившим билеты, приходится не один час стоять в проходах и тамбурах. С чем это связано — не хватает подвижного состава?

— Поездов достаточно, но если в выходные дни, согласен, они переполнены, то в будни ходят полупустыми. Может быть, рельсовыми автобусами как-то исправим положение в «пиковые» дни.

— Будут ли повышаться цены на проезд?

— Стоимость проезда на железной дороге повышается раз в полтора-два года, в зависимости от инфляции. В последний раз цены на железнодорожном транспорте выросли на 12%. В этом году и, думаю, в первом квартале 2008 года, цены, скорее всего, останутся на сегодняшнем уровне.

— Когда будет доступна услуга покупки билетов через Интернет в Брянске?

— К следующему году мы к этому подойдем.

— Недавно отремонтировали вокзал Брянск I, что можно сказать о других станциях?

— За последние три года просто рывок сделан по вокзалам! Сделали новый вокзал в Унече, в приграничных Сураже и Суземке — великолепные комплексы, вокзал в Клинцах сдаем на следующей неделе, новый — в Новозыбкове, в Синезерках — в ноябре, в Ржанице — в декабре сдадим, в Почепе тоже новый вокзал открыли. Очень много сделано в этом направлении. Кстати, в этом году мы открываем два новых цеха — на базе Брянской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении и локомотивного депо «Унеча». Строятся два дизель-агрегатных завода, на которых будем ремонтировать тепловозы, автомотрисы не только для отделения, но и для всей дороги. В цех на Брянске I вложили 268 миллионов рублей. Мы сами будем для наших пригородных поездов полностью делать дизели, еще для Смоленского отделения, для Тульского, плюс дизели для всех марок автомобилей.

— К зиме готово Брянское отделение?

— Практически да. Вопросы есть, конечно, хозяйство ведь огромное: три области — Брянская, часть Смоленской и Калужской, 74 станции, 74 вокзала, 248 платформ, 28 котельных, 1548 километров — развернутая длина только главных путей. Главное — кадры готовы, много «первозимников», тех, кто в этом году впервые будет работать в зимних условиях, но все прошли обучение.

— Вы сегодня встречались со студентами железнодорожного колледжа, о чем шел разговор? Легко ли после колледжа устроиться на работу?

— Нашу молодежь все интересует — и работа, и зарплата, и социальные условия. Реально ли устроиться на работу? Есть процент студентов, которые поступают по целевому направлению, в основном, это дети железнодорожников, человек шестьдесят — мы стремимся сохранить преемственность. Средняя зарплата по отделению — 15 тысяч рублей. Ежеквартально Минэкономики дает анализ инфляции, в соответствии с их данными, зарплата индексируется, а повышение идет в зависимости от производительности труда. За год на 20-25 % зарплата железнодорожников повышается и индексируется.

— Что значит быть руководителем крупнейшего в области предприятия? Вы себя считаете жестким руководителем? Боятся ли вас подчиненные?

— Я стараюсь быть справедливым. В какой-то степени, конечно, должны побаиваться. (Смеется.) Но, я думаю, у подчиненных нет предо мной чувства страха, скорее — чувство ответственности, уважения.

— Удается ли находить время для отдыха?

— Главное для меня сейчас — работа. Вот когда пойду на заслуженный отдых, буду внуками заниматься, воспитывать их, учить, чтобы мужчинами настоящими выросли, надеюсь, что они продолжат нашу династию, тоже станут железнодорожниками.

Для справки:

Александр Павлович Герасимов — потомственный железнодорожник, четыре года в должности начальника Брянского отделения Московской железной дороги. «Почетный железнодорожник», «Почетный работник Московской железной дороги», трудовой стаж — 32 года. Работал дежурным по станции Брянск II, станционным диспетчером, начальником станции Брянск-Восточный, Брянск-Льговский, первым заместителем отделения дороги, главным инженером на Калининградской железной дороге, начальником Смоленского отделения МЖД.