dite-plachet.jpg«Я, увы, не разделяю тот оптимизм, который проповедуют некоторые политики и СМИ, о том, что скоро закроются все детские дома, а брошенные дети будут воспитываться исключительно в семьях», — говорит главврач детской городской больницы №2 Брянска Александр Юрченко. По его словам, пока количество маленьких отказников в Брянске только увеличивается: за девять месяцев этого года в подведомственное ему учреждение попали уже 57 брошенных или отказных детей до года жизни, за весь прошлый год — 58.

Детская городская больница №2 в Брянске, помимо своей основной лечебной деятельности, имеет еще один профиль: именно сюда попадают все груднички, от которых отказались родители, сюда милиционеры привозят найденных на городских улицах младенцев. «Отказники» и брошенные разнятся: у первых есть «на руках» хоть какой-то документ — справка о том, что от них отказались, брошенные дети — ничейные, никаких официальных бумажек не имеют. Александр Юрченко, проработавший в этой отрасли уже 28 лет, с сожалением отмечает, что в последнее время количество таких детишек увеличивается. Так, в этом году к нему в больницу поступили уже 57 грудничков: 27 привезли из роддомов, 21-го обнаружили и доставили сотрудники милиции, девять — из других больниц города. За весь прошлый год отказничков и брошенных детей было 58. «Октябрь выдался беспокойным: только за 10 и 11 число к нам поступило пятеро детей», — сетует Александр Юрченко.

По его словам, главная функция его учреждения — ребенка обследовать, подлечить, если в этом есть необходимость, и дать свое заключение — куда отправлять младенца: на усыновление, в детский дом или иное специализированное учреждение. «Мы регистрируем его в ЗАГСе, получаем медицинский полис — то есть занимаемся не совсем свойственными лечебному учреждению функциями», — отмечает Юрченко. Правда, в последнее время больница, наконец, начала тесно работать с органами опеки и попечительства, и «отказнички» сейчас больше месяца там не задерживаются — то есть строго выполняется федеральный норматив по пребыванию таких детей в лечебном учреждении перед «распределением». Дети с отклонениями в умственном развитии поступают в Карачевский детский дом, «в этом году мы туда отправили только одного ребенка, это отрадно, что остальные детки были в этом плане здоровыми. В прошлом году таких было семеро», — отмечает г-н Юрченко. Здоровые дети направляются на усыновление или в Клинцовский детский дом. По словам главврача, в этом году усыновили уже 22 ребенка, в прошлом — за весь год 23-х. «Один младенец у нас умер, это показательный случай, — говорит Александр Юрченко. — Вполне благополучная семья, но ребенок родился с патологией, несовместимой с жизнью. При этом мать три раза была на УЗИ, и родителей предупреждали, что при таком развитии плода лучше сделать аборт, но они отказались. В итоге ребенок родился с тяжелейшим пороком сердца и спинно-мозговой грыжей, и через некоторое время умер, так что к мнению врачей в таких вопросах все же следует прислушиваться».

Контингент мамаш, которые отказываются от детей, сильно омолодился, отмечает г-н Юрченко, теперь это 15 – 16 - 17 лет. Кроме того, появилась новая группа детишек: это брошенные или отказники с социально-опасными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ, etc.). «Причем сейчас больные мамаши иногда сознательно идут на рождение детей, ведь государство платит пособие. Она родила, получила справку, деньги и все, только ее и видели, а больной ребенок попадает к нам», — говорит главврач детской больницы №2. Таких детишек уже пятеро.

Рассказал Александр Юрченко и о «социальном конфликте», который зреет сейчас в больнице на почве финансов. «В данный момент в больнице 16 детей, их нужно покормить (а это каждые три часа — примерно семь раз в сутки), перепеленать, однако с июля областные средства не поступают. При проверке расходования средств, выделенных по линии БТФОМСа, мне сделали замечание: почему выплатил зарплату работникам отделения патологии новорожденных за счет средств фонда, а не дождался средств облбюджета», — сетует Александр Юрченко. — Это нецелевое использование, и, получается, что в этом месяце платить работникам будет нечего». Впрочем, разбираясь в ситуации, руководитель городского управления здравоохранения Андрей Цыбанков отметил, что областные средства были заложены в бюджете, их выделению помешало «не выпущенное вовремя» постановление, предполагается, что в ближайшее время «финансовый конфликт» будет улажен.