supermarket.jpg Правительство договорилось с производителями о фиксации цен на основные продукты питания. В выигрыше останутся магазины и перепродавцы, успевшие накрутить цены.

Правительство договорилось с ассоциациями производителей продуктов питания о стабилизации цен. Об этом после совещания у премьер-министра Виктора Зубкова по мерам защиты продовольственного рынка сообщил глава Минсельхоза Алексей Гордеев. «Мы провели переговоры с ассоциацией, объединяющей крупные сетевые компании, и ассоциацией производителей продуктов питания. Они готовы взять на себя обязательства, как саморегулирующиеся организации, чтобы стабилизировать цены и исключить спекулятивные сделки», — цитирует министра РИА «Новости». — Они готовы договориться, чтобы цены отфиксировать и, как вы говорите, их заморозить, и обратить внимание на внутренние резервы».

Также в целях борьбы с инфляцией, которая после первой недели октября составила годовую норму — 8%, Минэкономразвития в понедельник внесло в правительство предложение снизить ввозные пошлины на молочную продукцию с 15% до 5%. Рассматривается возможность снизить импортные пошлины на соевое и рапсовое масло. Ранее, 12 октября, чтобы ограничить вывоз зерна, правительство решило повысить на период с 12 ноября до 30 апреля 2008 года экспортные пошлины на пшеницу и ячмень. Кроме того, в конце октября — начале ноября России обещают зерновые интервенции.

Однако меры внешнеторгового регулирования эксперты находят малоэффективными. «Россия, как это ни странно, относится к числу довольно самодостаточных рынков: 83% молочных продуктов — это продукты собственного производства», — объясняет исполнительный директор российского Союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов. По его словам, главным потребителем сухого молока, а значит, основным клиентом зарубежных производителей, являются «мороженщики и кондитеры с хлебопеками». А это значит, что удешевление ввозного молока не даст ощутимого снижения цены на питьевое. Относительно зерна можно предположить, что в оставшийся месяц его будут вывозить с утроенной силой.

Но даже если меры будут работать, то, по признанию вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, это поможет стабилизировать цены через два месяца, то есть до конца года они еще будут продолжать расти. А до декабрьских выборов в Госдуму — уж точно. В этой ситуации договор власти и бизнеса о стабилизации цен выглядит единственным выходом.

Действиям правительства предшествовала инициатива продавцов. В понедельник Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят такие крупные сети, как «Ашан», «Копейка», X5 Retail Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток»), «Билла», «Метро Кэш энд Керри», «Мосмарт», обратилась к производителям с просьбой на полгода зафиксировать отпускные цены на «социально значимую продукцию». В свою очередь, продавцы обещают заморозить соответствующие розничные цены. «Мы считаем, что это позволит защитить интересы наименее обеспеченных граждан России и окажет общее стабилизирующее воздействие на ситуацию на рынке», — говорилось в заявлении АКОРТ.

Региональные власти тоже пытались уладить проблему самостоятельно. Правительство Тюменской области с 15 октября установило предельный размер торговой надбавки на хлеб, молоко, творог, кефир, сметану, животное и растительное масло, сыр, сахар на уровне не более 10% к цене изготовителя.

Однако для некоторых производителей это обязательство может оказаться неподъемным. «За последние полгода цены на молочном рынке выросли в России на 40-50%, а на мировом — до 100%, — говорит представитель молочного производителя «Юнимилк» Павел Исаев. — Для нас подписываться под фиксацию цен в этих условиях тяжело. Если рост цен на сырье продолжится и дальше теми темпами, зафиксировав цену, мы не сможем обеспечить нормального воспроизводства — мы просто не сможем закупать молоко у поставщиков, поскольку доля молока в себестоимости продукции достигает 70%».

Зато от фиксации цен выиграют те производители, продавцы и посредники, которые необоснованно завышали цены на свою продукцию. «В сетевой торговле, к сожалению, надбавки запредельные. В определенных ситуациях там просто наблюдается ценовой сговор и заградительные барьеры для входа сельхозпроизводителей», — считает первый вице-премьер Дмитрий Медведев. О сговоре сетевиков и перекупщиков продукции заявлял спикер Госдумы Борис Грызлов. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает ценовой сговор среди компаний-производителей на молочном рынке. «Наценка самих ритейлеров может колебаться от 15% до 50%, на товары массового потребления, в среднем, — 20-30%», — подтверждает аналитик ИК «Тройка-Диалог» Михаил Терентьев, добавляя, что наценки посредников при перепродаже готового продукта могут достигать 70%.

Получается, что правительство своим договором просто поможет спекулянтам зафиксировать свою надбавку. Впрочем, чиновники обещают учесть и этот вариант. ФАС и Федеральная налоговая служба, по словам Гордеева, вскрыли на молочном рынке ряд посредников, не несущих экономической нагрузки и не ведущих хозяйственной деятельности. «Они вставлены в цепочку, чтобы зарабатывать деньги себе в карман, уходя зачастую от налогов. Они будут наказаны самым жестким образом», — уточнил Гордеев. По мнению министра, цепочка должна состоять лишь из производителя продукции, переработчика и торговой организации, выходящей к потребителю. «Это позволит на 15–20% снизить издержки в реализации продукции», — сказал министр.