udoski.jpgИз проекта нового образовательного госстандарта исчезнет региональный и школьный компонент, а вместе с ними – и курс «Основы православной культуры». РПЦ настаивает на сохранении курса. Представители других конфессий требуют его отмены.

В среду, 3 октября в Госдуме прошел «круглый стол» по правительственному законопроекту о новом государственном образовательном стандарте. Он будет отличаться от нынешнего и структурой образовательных программ, и переходом от предметного принципа к личностному, и ориентацией на компетенции, а не на знания выпускника, и распространением не только на школьный, но и на прочие уровни образования. Кроме того, из нового стандарта должны исчезнуть региональный и школьный компоненты образования. А вместе с ними – местные краеведческие предметы и курс «Основы православной культуры», введенные в нескольких субъектах федерации именно в качестве регионального компонента (в том числе в прошлом году — в Брянской области, которая начиная с 2005 года переживает период настоящей религиозной экспансии в светскую жизнь).

В итоге главными оппонентами законопроекта оказались представители Русской православной церкви. «Позиция Русской православной церкви такова: принятие законопроекта в нынешней редакции делает невозможным преподавание в школе «Основ православной культуры». Без этого предмета духовно-нравственное воспитание окажется за дверями школы. Поэтому мы считаем необходимым сохранить в новом образовательном госстандарте формулировку о сохранении преподавания «Основ православной культуры» в школе», — заявил представитель Московского патриархата протоиерей Борис Даниленко.

Не менее важным для РПЦ оказался и методологический аспект – то есть позиции, с которых написан курс истории религиозной культуры. В частности, РПЦ не поддержала курс «Истории мировых религий», поскольку учебник по этому предмету является «надрелигиозным и антирелигиозным», в то время как «об истории религиозной культуры должен писать специалист – то есть специалист по истории церкви», – подчеркнул Даниленко в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».

Курс «Основ православной культуры» уже вызвал скандал на государственном уровне. Летом 2007 года десять академиков написали письмо президенту Владимиру Путину, призвав его не допустить клерикализации нашей страны, оградить сферу образования и науки от влияния Церкви, и в частности не позволить ввести предмет «Основы православной культуры» в программу средней школы, а специальность «теология» — в список научных дисциплин, утвержденных ВАКом для защиты диссертаций. На защиту ученых, на которых тотчас же ополчились всей мощью клерикальной пропаганды не только иерархи, но и православные экстремисты встал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Он выступил за нейтралитет светского государства в вопросах религии. Комментируя проблему религиозного обучения в государственных (муниципальных) школах Лукин отметил, что разрешение этого вопроса «заложено в Конституции РФ и в ряде федеральных законов и требуется лишь их точное и неукоснительное исполнение». При этом уполномоченный по правам человека в РФ подчеркнул, что курсы основ какой-либо из религиозных конфессий не уместны в общеобразовательных школах. «Курс «Основы православной культуры», как и аналогичные курсы, создаваемые представителями других религиозных учений, есть (и они не могут быть иными) изложение доктрин конкретного вероучения, — отмечает Лукин. — И, естественно, что с этих позиций освещаются все остальные вопросы, касающиеся политической истории страны, ее культуры, присутствия иных конфессий в российском обществе, законодательства о свободе совести, основ морали и этики, отношения к науке и нерелигиозным воззрениям».

ОПК под маской «религий мира» преподают в московских школах уже с первого сентября. В прошлом году ОПК были введены как обязательный предмет в Орловский, Калужской, Белгородской и Рязанской областях. В 2006 же году ОПК был введен в качестве обязательного предмета и в Брянской области — в программах 1–4-го классов, а в средней и старшей школе – в форме факультатива. На приобретение учебников из резервного фонда обладминистрации был выделен 1 миллион рублей. Любопытно, что школьникам предписано заниматься по учебнику Аллы Бородиной — самому первому, вызвавшему нарекания педагогов и чиновников Минобраза (в частности, яростная дискуссия по этому учебнику состоялась в БГУ летом 2006 года).

Участники вышеупомянутого «круглого стола» в Госдуме отметили также, что против принятия образовательного госстандарта без регионального компонента возражает не только РПЦ, но также часть национальных республик России, и прежде всего – Татарстан, Башкортостан и Северная Осетия. Неоднозначность позиций национальных республик в споре о местном компоненте образовательного стандарта понятна. С одной стороны, с исчезновением регионального компонента они лишаются возможности продвигать в школах изучение местного языка и культуры, чем, кстати, до сих пор, по мнению экспертов, они сплошь и рядом злоупотребляли. (Например, по данным руководителя Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Ольги Артеменко, в старших классах средней школы Башкирии на изучение русского языка отведено 2 часа, а башкирского — 5-6 часов).

С другой стороны, вместе с региональным компонентом исчезает и возможность введения «Основ православной культуры» там, где этого не хотят. Например, в многонациональных и многоконфессиональных мегаполисах или в местах компактного проживания представителей других конфессий. А они, по словам замминистра образования и науки Юрия Сентюрина, выражают крайнюю озабоченность возможным введением «сверху» «Основ православной культуры»: «в Минобрнауки в больших объемах идут письма протеста представителей других конфессий против введения «Основ православной культуры», — заявил он.

Представители нехристианских вероисповеданий прямо говорят, что видят за введением «Основ православной культуры» не культурологический предмет, а попытку религиозной экспансии РПЦ. «Это — насаждение христианской религии под видом православной культуры», — заявил на всероссийской педагогической конференции сопредседатель совета муфтиев России Нафибулла Аширов. – Привносить сегодня эту проблему в российскую школу преступно!» Минобрнауки с этим предостережением, похоже, согласно. По словам Юрия Сентюрина, его ведомство не собирается замораживать законопроект, а будет настаивать на его втором чтении в установленные сроки.

Интересно, что по данным исследователей (в частности, группы проекта «Реальная Россия»), именно неверующие (не относящие себя ни к какой конфессии) являются сегодня основной движущей силой России. «Усредненный неверующий россиянин» сегодня таков: мужчина средних лет от 30 до 60 и более (мужчин среди неверующих 66,5%). Например, согласно опросам в рамках проекта “Реальная Россия”, среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины. Неверующий мужчина — это человек со средним и средне-специальным образованием (17% — с высшим). Он сторонник стабильности (45% считает, что материальное положение семьи останется без изменений) и в целом хорошо относится к олигархам, наверное, потому что не завидует, так как не хочет иметь свой бизнес (53,8%) и довольствуется своим трудом. К государству, судя по ответам на вопросы, неверующий относится иронично и без большого доверия. 74,5% считает, что власть должна обеспечивать порядок, но при этом 43,4% считает, что все останется в России по-прежнему, а 21,4% уверен в том, что государство будет даже слабее. Лишь 18% полагает, что власть в России может обеспечить свободу гражданам, наряду с тем, что 74,5% считает, что важнее всего именно свобода, что очевидно свидетельствует о недоверии институту власти и государству в России. Больше всего неверующий мужчина средних лет, скептически относящийся к власти, ценит трудолюбие (42,6%) и порядочность (30,5%). Для него важны: интеллект, воля, энергия, ответственность, уверенность в себе, независимость и терпимость. Ему явно не хватает чуткости, отзывчивости и чувства юмора, которые неверующий поставил на последнее место.