billboard.jpgСпециалисты по PR-технологиям уверены, что приближающиеся выборы станут самыми «безденежными». «СМИ не удастся заработать в эту кампанию. „Единая Россия“ опирается на свой административный ресурс и платить не будет, они ждут бесплатной любви. Коммунисты вообще никогда не платят. Главными донорами станут „Справедливая Россия“ и в меньшей степени ЛДПР», — говорит политтехнолог Денис Терехов в интервью журналу The New Times.

Несмотря на то, что политологи считают выборы выигранными, а попытку заработать на них обреченной (фраза начальника предвыборного штаба Владимира Путина по Брянской области Виктора Нанзата, сказанная ИА «Город_24» в феврале 2004 года: «Вы же понимаете, что работать на Президента — это не коммерция, а большая честь!» — остается актуальной и поныне), СМИ публикуют предвыборные прайсы и регистрируют их в избиркомах.

По словам главы медиахолдинга New Media Stars Константина Рыкова, опыт кампании 2003 года, после которой многие партии остались должниками, так и не расплатившись за предоставленный эфир, научил медийщиков, что с политиками если и можно работать, то только за очень большие деньги. Дороже всего этой осенью будет, конечно же, пиар на телевидении, и не просто на телевидении, а на тех каналах, где практикуется продажа так называемых «пакетов». «Пакет» приобретается на всю кампанию и включает в себя два сюжета о партии в неделю в течение двух месяцев- без указания, что это рекламный сюжет, плюс два-три приглашения политика в аналитические передачи. Опять цитата из The New Times: «Пакеты на ТВЦ, Рен-ТВ будут стоить от 500 до 800 тысяч, не больше миллиона (долларов. — The New Times). На НТВ от миллиона до полутора. „Первый“ и „Россия“ будут брать от полутора миллионов и выше за два месяца кампании, но для них помимо денег важно будет и политическое разрешение от руководства. В последние недели на рынок пытается пробиться еще петербургский 5-й канал, но его предложения пока никого не интересуют».

Круг игроков на радиорынке, как уверяют политтехнологи, крайне узок. В ротации «Эхо Москвы», «Сити-FM» и государственные радиостанции «Россия» и «Маяк». Сюжет в новостях на радио стоит от $500 до $2 тысяч, но с радио работать сложнее: они предпочитают давать открытую рекламу, то есть информировать, что передача или сюжет носят коммерческий характер.

Цены на размещение заказных политических материалов в печатных СМИ, как утверждают участники рынка, привязаны к прейскуранту на обычные рекламные объявления: берется рекламный прайс и к цене добавляется от 20 до 100%. Размер надбавки зависит от того, хочет ли политик похвалить самого себя или слить компромат на конкурента. Хвалебные материалы о себе, любимом, обойдутся дешевле. «Полоса в федеральном выпуске „АиФ“ — $90 тысяч, в „Известиях“- $85 тысяч и так далее», — объяснил The New Times один из политтехнологов.

В интернете все ресурсы делятся на четыре категории: агентства, газеты, сайты и просто «помойки». Агентства могут публиковать сообщения, но только при наличии информационного повода. К таковым относятся, например, «Интерфакс» и РИА «Новости». Газеты (Газета.ru, РБК, «Взгляд», Лента.ru) интересуются тематическими материалами. На сайты, недотягивающие до полноценных СМИ, можно поставить полностью текст собственного сочинения. Все это будет стоить вам от $1 тысячи до $3 тысяч. В «помойки» можно поставить все что угодно, и торг начинается уже с $500. Но на борьбу с «помойками» с самого начала года «заряжены» профессиональные хакеры, в распоряжении которых такая эффективная и недорогая вещь, как DDoS-атака.

Главные «доноры», «эсеры», по слухам, уже начали помимо запуска собственного журнала «Русская жизнь» в последние недели активно размещать рекламные статьи в таких изданиях, как «Независимая газета», «Твой день» и «Аргументы и факты». Другой участник предвыборной гонки, Союз правых сил, по данным The New Times, собирается размещать партийную рекламу… в «Вестнике ЗОЖ» (здоровый образ жизни. — The New Times), чей официальный тираж — 2,5 миллиона экземпляров, а фактический, как утверждают, 17 миллионов. Предсказать реальную отдачу от такой рекламы не берется ни один политтехнолог.