X
22 августа, 04:55
18+

Кризис в Арктике достиг геополитических масштабов

19.09.2007, 16:30

ocean.jpg Спутники ESA выявили качественное изменение ледовой обстановки в арктическом бассейне, способное оказать прямое и непосредственное влияние на геополитику само по себе — безотносительно к богатствам шельфа Ледовитого океана.

Новое подтверждение глобального потепления было получено специалистами европейского космического агентства ESA в сентябре 2007 года по результатам космической съемки с помощью радара, установленного на борту спутника ENVISAT-1.

В результате стремительного таяния льда в Арктике площадь ледяной шапки на Северном полюсе достигла своего исторического минимума, по крайней мере, за последние 30 лет. Другой печальный рекорд нынешнего года — скорость таяния льда. По данным представителей космического агентства Дании, площадь ледяных полей Арктики сократилась до 3 млн. кв. км. Это почти на 1 млн. кв. км меньше минимумов, достигнутых в 2005 и 2006 годах. Площадь льда в Арктике на протяжении последних 10 лет сокращается со средней скоростью 100 тыс. кв. км в год, поэтому исчезновение льда сразу на площади в 1 млн. кв. км является экстраординарным событием.

По мнению ученых, события 2007 года показывают, что полярная шапка льда в Арктике исчезает стремительнее, чем ожидалось. Это, в свою очередь, вынуждает срочно усилить наблюдения за регионом для лучшего понимания и прогнозирования происходящих процессов. Предыдущий исторический минимум площади льда был достигнут в 2005 году (4 млн. кв. км), но тогда Северо-Западный проход так и не освободился ото льда. По прогнозам межправительственной группы по изменению климата, Арктика может стать практически свободной ото льда летом 2070 года. По оценкам других ученых, это может произойти в 2040 году. По данным космической радарной съемки, Северный морской путь вдоль берегов России летом 2007 года свободен ото льда на всем протяжении, за исключением участка у полуострова Таймыр.

Аномальное таяние льда наблюдают также участники полярной экспедиции «Арктика-2007» на борту научно-экспедиционного судна (НЭС) «Академик Федоров», проводимой в рамках Международного полярного года 2007/08. По данным российских полярников, к северу от острова Врангеля температура поверхностных вод достигала +7 градусов Цельсия, хотя обычно она отрицательна, и район покрыт многолетними дрейфующими льдами.

Специалисты Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета разделяют точку зрения коллег из ESA — 2007 год по отношению к предыдущим годам станет в Российской Арктике аномально легким по ледовым условиям и аномально теплым по температуре воды и воздуха. Насколько необратимы происходящие сейчас изменения климата Арктики, пока установить сложно, однако они уже сейчас оказывают существенное воздействие на мировую геополитику.

В результате таяния льдов впервые полностью освободился ото льда Северо-западный проход (морской путь из Атлантического океана вдоль северного побережья Канады, Аляски к Беринговому проливу в Тихий океан). Ранее навигация по этому маршруту без ледоколов была невозможной. Аналогичным образом упростилась навигация по Северному морскому пути из Мурманска в Тихий океан. Значимость этих событий чрезвычайно велика.

И Северо-западный проход, и Северный морской путь существенно удобнее для транспортировки грузов морем между портами Атлантического и Тихого океана, поскольку существенно короче альтернативных. Тем не менее, их использование осложнялось необходимостью проводки судов с использованием ледоколов. Теперь навигационная обстановка изменилась, и, если это изменение окажется устойчивым, мировой торговый флот уже в ближайшие годы сможет освоить новые маршруты. Разумеется, в настоящее время навигация на столь привлекательных маршрутах может быть только сезонной. Однако если прогнозы ученых оправдаются, и Ледовитый океан сможет полностью освободиться ото льда уже на глазах нынешнего поколения, карта мира может претерпеть очень глубокие изменения.

Транспортировка грузов через Ледовитый океан позволит значительно снизить транспортные расходы и уже одним этим окажет важное воздействие на мировую экономику. Геополитическая роль «северных» стран, фактически контролирующих морское судоходство в Ледовитом океане, качественно возрастет. Это принесет им и новые возможности, и новые вызовы. Оба северных судоходных маршрута — и Северный морской путь, и Северо-западный маршрут — «заканчиваются» в одной точке, Беринговом проливе, и появление здесь крупного морского порта становится важнейшей задачей. Россия обладает для этого всеми предпосылками и, фактически, ей — России — в этом регионе просто нет альтернативы. Если стране удастся вовремя осознать открывающиеся возможности и создать на Чукотке мощный торговый порт, она сможет занять завидное место в мировой экономике и усилит свои стратегические позиции. Наоборот, неспособность обеспечить должное качество обслуживания торговых потоков может негативным образом сказаться на авторитете России и ее позициях в Арктике.

Качественно новая ситуация таит в себе и новые вызовы безопасности страны. Ранее надежно прикрытая льдами, северная граница России внезапно может оказаться уязвимой, и борьба с новыми угрозами станет непростой для страны задачей уже в силу одной только протяженности границ. Они не эфемерны — так, в США уже создается перспективный эсминец класса Zumwalt, предназначенный для действий в прибрежных акваториях и даже в устьях крупных рек и поддержки десантных операций. Корпорация Boeing разрабатывает спутники, предназначенные специально для поддержки действий войск США на Крайнем Севере. Они будут выводиться на полярные орбиты.

Понять, насколько серьезны стоящие перед страной вызовы, позволил бы космический мониторинг ледовой обстановки в бассейне с использование радарных спутников — единственного средства мониторинга, позволяющего получать данные независимо от метеорологической обстановки. У России таких аппаратов нет. Может статься, что когда Роскосмос, наконец, разработает и запустит спутники для мониторинга ледовой обстановки в Арктике, наблюдать будет уже не зачем.

Расскажите друзьям →
Показать ещё