bryansky-arsenal.jpg В 2008 году одному из старейших предприятий России, «Брянскому арсеналу», исполняется 225 лет. Архив предприятия Брянского арсенала» очень богат (он хранится в фондах областного госархива), просто раздолье для историка. Сегодня мы расскажем на основе архивных данных о первом начальнике «Брянского арсенала», капитане, а в последствии генерал-майоре артиллерии, Иване Михайловиче Иванове. К большому сожалению, не удалось найти портрет первого начальника «Арсенала». Фотографий в то время еще не было, а работы кисти художника, скорее всего, не существует.

В 1783 году в Брянске началось строительство Литейного двора. Брянск был выбран не случайно. После победного завершения Северной войны настало время для решения другой важной задачи — пробиться к берегам Черного моря. Последовало несколько войн за обладание Северным Причерноморьем, во время которых Брянск был важным пунктом переброски снаряжения для русской армии. Брянский арсенал делал более простым и дешевым снабжение войск, действовавших в Нижнем Поднепровье. Готовились присоединение Крыма и новая война с Турцией.

3 февраля 1783 года жители Брянска могли видеть, как через город пронеслись трое саней с седоками и остановились у ворот городничего, секунд-майора Денисьева. Наверное, не один из очевидцев с любопытством подумал: «Что за люди, и по какой надобности приехали в Брянск?». Вскоре все разъяснилось: по Указу Ее Императорского Величества «капитан бомбардирского полка Иван Иванов и цехвартер Дерптского Арсенала Ермолай Секерин в сопровождении нескольких солдат и денщиков прибыли в город для построения Литейного двора с потребными машинами и магазинами (складами)».

Возглавил руководство строительством Иван Михайлович Иванов, опираясь на цехвахтера Секерина и поручика Воронина, прибывшего из Москвы. Брянскому арсеналу повезло, он получил в наследство от прекратившего свою деятельность Московского арсенала прекрасных специалистов. Московский арсенал в Кремле, существовавший с 1584 года, стал хранилищем древнего оружия.

Кто же такой капитан Иванов? В биографической справке, которая составлена по спискам фонда №221 (ГАБО), мы видим: капитан Иван Михайлович Иванов, 33 года от роду, Санкт-Петербургского бомбардирского полка, происходил он из небогатых российских дворян. В службу вступил в 1762 году в чине капрала. За матерью его в Романовском уезде было 29 душ крепостных мужского пола. Дослужился Иван Михайлович Иванов на «Брянском арсенале» до чина генерал-майора артиллерии. Под судом не состоял, артиллерийскую науку и огнестрельные вещи приготовлять умел. Был награжден Орденом Святого Владимира 4 степени. Из аттестатного списка мы видим, как Иван Михайлович поднялся по службе от капрала до генерала.

В задачи Иванова входило сообщать о ходе строительства вышестоящему руководству и выполнять его распоряжения. Это прослеживается в ряде рапортов. Также Иванов координировал действия цехвартера Секерина и поручика Воронина. Первый заведовал казной для строительства Арсенала, что отмечено в рапорте генералу Меллеру: «Находящаяся у господина цехвартера Секерина для строительства Литейного Дома казна остатная от января 1787 г. февраля первому числу 7507руб.». Поручик Воронин занимался вопросами обеспечения провиантом (продовольствием) артиллерийских служащих, об этом свидетельствует Ордер от 1 Мая 1787 года. Он выдавал жалованье, продукты, аммуницию, занимался обеспечением лошадей, состоящих при строительстве.

Иванов также курировал вопросы взаимодействия с местными властями, о чем свидетельствуют сообщения Брянскому городничему Денисьеву. Посещение церкви, согласно закону, являлось обязательным, Иванов сотрудничает с Брянским духовным правлением и обеспечивает явку работников Арсенала в храмы. Иванов заботится о качестве провианта, которое поступает для солдат: «провиант для употребления в пищу служителям не годится. Прошу на перемену означенного числа … прислать другой».

Каторжный труд нередко толкал на побег, не только низшие чины, но и мастеровых. Как правило, истратив деньги, они возвращались назад, если раньше не поймают. Иванов, как мог, способствовал улучшению положения мастеровых, это видно из рапорта от 23 июня 1787 года: «…представлены от меня были находящиеся здесь при работах подмастерья о прибавке им жалованья, о котором ваше высокопревосходительство покорнейше прошу пожаловать сделать с ними милость соблаговолить приказать им прибавить, особливо Московского Арсенала, получающие очень малое жалованье и имеющие жен и детей …. Из-за дороговизны здесь хлеба, который в продаже ныне по восьмидесяти по пяти и девяносто копеек…».

Вот о чем рассказывают другие документы. Иванов помогает устроиться на производство учеником 15-летнему мальчику, потому что отец его — прилежный работник. Пишет ходатайство о награждении орденом артиллерии своего помощника Секерина. Обращается к высшему руководству с просьбой оплатить услуги крестьянина села Супонево Якова Ерченкова, оказанные заводу. Для нужд армии в Причерноморье требуется хворост, Иванов пишет рапорт городничему Денисьеву, чтобы тот издал Приказ о сдаче хвороста населением в контору Литейного дома. Для работы на заводе приезжают представители Псковского артиллерийского гарнизона, Иванов хлопочет перед городничим о выделении им квартир. Покупает у крестьян сено для лошадей, указывая, в какие сроки, сколько им положено заплатить.

Прожил Иван Михайлович Иванов 48 лет. В течение 14 лет возглавлял завод и умер, как говорится в документах, при «команде» 23 августа 1779 года. Похоронен в Свенском монастыре напротив алтаря Успенского собора с восточной стороны. Годом раньше здесь была похоронена его жена Устинья Михайловна. Тут же могилы бывших настоятелей монастыря Амвросия и Иерофея.

В 1930 году прошлого века Успенский собор был взорван. В день 210-й годовщины со дня кончины Иванова в Преображенском храме Свенского монастыря, который сохранился до наших дней и в котором проходят службы, была отслужена панихида об успокоении душ усопших, Ивана Михайловича и Устиньи Михайловны Ивановых.