gipermarket.jpg Молниеносное возведение и открытие огромной «Линии», скандалы вокруг попыток строительства торговых центров около площади Партизан и площади Фокина, начало строительства БУМа-2 и долгожданное открытие «Таксопарка»… Вот уже более полугода главными бизнес-новостями в Брянске являются новости с «торговых фронтов». И это только выделены главные — не считая перепрофилирования магазинов, «войны» за «Чародейку» и прочих-прочих-прочих…

Торговые традиции в маленьком Брянске (а еще в первой половине XIX века население города составляло 8 тысяч человек, а к 1917 году возросло до 30 тысяч человек) всегда были сильны. Достаточно вспомнить о Свенской ярмарке, просуществовавшей до 1911 года, и сказать, что именно купцы по большей части занимали должность городского головы: Федор Комарев (в честь его была названа Комаревская горка, ныне улица Фокина), Николай Могилевцев (дядя известных меценатов, и сам сделавший для города много полезного), Николай Вязьмитин (заложил Покровский Собор, на месте которого сейчас концертный зал «Дружба», именно его надгробный камень выворотили из земле при реконструкции парка Толстого), Иван Невструев (при нем в городе были открыты мужская и женская прогимназии, два училища, приемный покой, положивший начало сети медицинских учреждений). Поэтому нынешний «торговый взрыв» имеет, так сказать, историческую подоплеку.

На самом деле лавинообразное нарастание количества торговых центров в Брянске не является каким-либо местным феноменом (вроде неправдоподобно огромного количества зарегистрированных газет), но находится вполне в русле общероссийской тенденции. За последние четыре года структура розничного рынка России, как отмечают специалисты по маркетингу, «претерпевает изменения в направлении увеличения доли организованной торговли в совокупном объеме розничных операций». Проще говоря — объединение розничной торговли в крупные «гнезда»-торговые центры.

Именно бум строительства торговых центров и наблюдается сейчас в Брянске. В начале 2007 года казалось, что он уже достиг своего пика: 27 февраля председатель городского комитета по экономике Галина Анищенко докладывала на одном из совещаний в горадминистрации, что «обеспеченность торговыми площадями» жителей Брянска в 2006 году составила 401,8 кв.м на 1000 жителей при нормативе 230 кв.м. (т.е. вдвое больше норматива). Однако 2007 год не уменьшил, а увеличил эту цифру за счет открытия новых центров. По приблизительным подсчетам, в Брянске на 20 июня 2007 года выставлены на свободный рынок для аренды до 24700 кв.м торговых площадей. Эти цифры только частично включают и новые торговые центры, которые будут введены в строй в ближайшее время. Плюс не учтены освободившиеся после запрета на игровой бизнес площади бывших залов игровых автоматов и слот-холлов. Плюс желание — причем уже явно высказанное желание — крупных российских торговых сетей закрепиться в нашем городе (быстрое открытие четырех «Самохвалов» и совместные планы ОАО «Седьмой Континент» и группы компаний «Ташир» построить гипермаркет в районе поселка Мичуринский тому подтверждение).

Дальше лучше цитировать председателя правления «Х5 Retail Group» (торговые сети «Перекресток» и «Пятерочка») Льва Хасиса (он выступал на июльском заседании Клуба региональной журналистики и отвечал на вопросы участников семинара — цитируется по стенограмме): «Когда пришли в Россию западные компании, такие как «Ашан», «Метро», «Реал», то все увидели интересную вещь: можно строить сеть из сотен магазинов, а можно открыть один большой магазин. Я не открою секрет, что некоторые гипермаркеты «Ашан» в Москве имеют выручку больше 200-300-400 миллионов долларов в год. Один магазин. Это соизмеримо с выручкой ретейлоров во второй десятке в России, которые оперируют десятками и сотнями магазинов. Поэтому большие магазины дают ретейлору возможность продавать большие объемы товаров, за счет этого иметь большие объемы закупок, за счет этого иметь возможность получать от поставщиков лучшие условия. Поэтому сейчас такой тренд, что все без исключения сети ринулись в большие форматы — гипермаркеты. Сейчас бум — все строят гипермаркеты.

К чему это приведет? Если кто-то из вас бывал в Варшаве, то, наверное, видели картину: есть площадь, на которой три-четыре, иногда и пять гипермаркетов. Варшава вообще считается «кладбищем» розничной торговли, потому что это город небольшой, провинциальный по российским меркам — там живут 2-2,5 миллиона человек. И в городе есть 90 гипермаркетов.

В России Санкт-Петербург, наверное, скоро будет таким же. Если вы прилетели в Санкт-Петербург и поехали по Пулковскому шоссе, то знаете, что шоссе переименовывают, например: «Дорога смерти», «Бульвар идиотов». На протяжении одного километра там находятся 6-7 гипермаркетов.

К чему это приведет? Думаю, покупатель в любом случае будет в выигрыше. У него будет возможность большего выбора. Доходность розничных компаний будет уменьшаться. Сейчас в целом такой тренд, что раньше была конкуренция только за локацию, за место. Сети дрались только за то, кто в данном месте откроет магазин. Сейчас потихонечку начинается конкуренция за покупателя. Несколько магазинов, находящихся рядом, думают: как сделать так, чтобы покупатели ходили в твой магазин, а не к конкурентам.

Следующим неизбежным этапом конкуренции будет конкуренция за издержки. То есть тот магазин, который умеет лучше управлять издержками, сможет предложить товары по более низким ценам, тот и «выживет». Цена является одним из главных драйверов, главных стимулов для покупателя в принятии решения. Думаю, что сильные будут покупать слабых. Насколько я знаю, в отношении людей теория Дарвина не доказана, но в отношении бизнеса она, безусловно, действует: сильнейший выживает.

К чему это приведет? Для покупателей будет лучше. Для доходности инвесторов в розничном бизнесе будет хуже».

Фактически г-н Хасин простыми и понятными словами объяснил о грядущем наступлении «времени гипермаркетов». Первые ласточки у нас уже есть — БУМ, «2х2» и «Линия». Хотя, строго говоря, пока в Брянске, по-хорошему, не начиналось и «время сетей».

В России «время сетей» началось сразу после августовского кризиса 1998 года. Уже со следующего, 1999 года структура торговли начала активно меняться: в крупнейших промышленных центрах — Москве, Санкт-Петербурге, других городах-миллионниках — доля совокупных продаж сетей супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров к 2002 году составила около 10-12% от розничного товарооборота. В нынешнем году доля современных торговых форматов в общем объеме только продуктовой розничной торговли в России составляет уже порядка 23%. К 2010 году доля современных торговых форматов может увеличиться до 40%, при том, что наиболее значительный рост рынка будет наблюдаться в российских регионах. Так что по темпам развития именно торговые сети являются безусловными лидерами розничного рынка. Цитируя уже упомянутого г-на Хасиса: «Думаю, что торговля через прилавок, как форма торговли, будет более экзотической. Ее редко можно будет встретить в будущем. Производительность труда, о чем я говорил, при такой форме очень низкая. Затраты большие, а обеспечиваться может только в том случае, если более высокие цены».

Сейчас в Брянске — в продуктовой, самой популярной у нас нише — работают фактически две крупных сети: местные «Журавли» (18 одноименных супермаркетов, 4 супермаркета «Кенгуру» и 2 супермаркета «Калита») и краснодарский «Магнит» (22 магазина-дискаунтера по всей территории области — 14 в городе). Остальные сети — даже «пришлые» московские «Копейка» и «Самохвал» — ограничиваются двумя-тремя-четырьмя магазинами. Выстраиваются сети — в меньших объемах, нежели продуктовые — и в сегменте бытовой техники и электроники (самые яркие примеры — «Эльдорадо» и «Линия тока»).

А вот многофункциональные торговые центры (то, что раньше называлось универмагами) у нас пока почему-то не приживаются, даже если расположены на достаточно оживленных улицах. Сейчас в «улицу торговли» превращается Красноармейская, но и здесь уже есть своя первая жертва — торговый центр «Белая ворона» закрыт уже более полугода, хотя и расположен рядом с автовокзалом. Сейчас активно застраивается «торговыми рядами» район около памятника Летчикам — с расчетом на рост Пятого микрорайона, строительство Четвертого и заселение многоэтажных домов в Путевке. На очереди — торгово-жилищный комплекс «Мельница» на Красноармейской (между автовокзалом и «Таксопарком»).

И снова председатель правления «Х5 Retail Group» Лев Хасис (ему можно доверять, конкуренции оборотам «Пятерочки» и «Перекрестка» в России еще не создано): «Покупатель голосует ногами и кошельками. Очень часто бывает, что рядом два магазина, вроде, оба ничего. Но в один человек ходит, а в другой не ходит. Понять это часто невозможно. Это иррациональное поведение. Но мы же работаем не с роботами, а с людьми. Если бы это были роботы, там было бы просто: где дешевле, туда пошел. А здесь я не знаю. Может быть, в этой сети улыбаются больше или девушки симпатичнее стоят на кассах. Я не знаю, какие факторы. Но реально голосование происходит кошельками, и те, за кого не проголосуют, пойдут заниматься чем-то другим».