В этот день установлен праздник всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. По церковному календарю, 14 августа, кроме первого Спаса, отмечается также День крещения Руси. 14 (1) августа Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют Первым медовым Спасом. Первым — так как это первый из трех праздников Спаса. Впереди еще — Яблочный и Ореховый Спасы. В этот день вместе с освящением воды совершается освящение меда. Его также называют «Спас на воде», «Мокрый Спас», так как в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст.ст.) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По церковным канонам во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии — крестный ход на воду. При этом вместе с водой освящается мед. Именно в этот день пасечники приступают к сбору урожая.

По преданию, праздник этот пришел к нам из Константинополя, где ежегодно в храме Софии частью креста освящали воду для отвращения болезней, так как именно в августе их количество резко возрастало. Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. С Медового спаса начинается Успенский пост, который продлится до 27 августа. По строгости он приравнивается к Великому. По народным приметам, на Медовый спас улетают стрижи и ласточки, что считается первым знаком приближающейся осени. В этот день верующие идут в церковь с букетами полевых трав и цветов. Освященные чабрец, мята, мак должны простоять дома круглый год. В этот же день отмечается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленное по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Во время битвы (1 августа по старому стилю 1164 года) произошло чудо: светлые лучи от иконы Спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и воины, воодушевленные таким Божиим благоволением, разгромили вражескую армию и заняли несколько городов противника.