graniza.jpg Данные о том, сколько иностранных граждан было задержано в Брянской области в минувшем году за нелегальный переход границы РФ, были обнародованы управлением ФСБ России по Брянской области в минувшие дни. Как сообщили корреспонденту агентства в региональном управлении ФСБ, в 2006 году брянским управлением было возбуждено тринадцать уголовных дел за нелегальный переход границы, а 26 человек, совершивших подобное деяние, уже осуждены. Впрочем, это еще не все, и в былые годы работы на границе у брянских чекистов было не меньше.

Возвращаясь к дню нынешнему, надо сказать, что в общей сложности в прошлом году на территориях региона, граничащего с Украиной и Белоруссией, были задержаны 253 человека. Основная масса — граждане Пакистана. Один раз задерживался организатор перехода через границу. Впрочем, собеседник ИА «Город_24» в брянском УФСБ отметил, что работа по поддержанию порядка на границе ведется подразделениями Федеральной службы безопасности давно и не безуспешно. И если дела последних месяцев — это пока информация закрытая, с которой работают следователи и оперативники, то об успехах брянских чекистов в деле поддержания порядка на границе говорить уже можно. Эксклюзивный материал, попавший в ИА «Город_24», сегодня представляется вниманию читателей газеты «Наш Брянск».

С 1993 года Брянщина стала пограничной, а к функциям Управления ФСБ по Брянской области добавилась еще одна задача. Оперативным прикрытием госграницы стал заниматься отдел контрразведки. «Заграницей» на брянском участке стали две соседки России — Украина и Белоруссия. При этом с самого начала пребывания пограничников на Брянщине их отношения с местными же контрразведчиками носили деловой и конструктивный характер, но иначе и не могло быть, ведь на протяжении десятков лет обе службы входили в единую структуру государственной безопасности. Большинство сотрудников того периода учились в учебных заведениях КГБ СССР, позже служили в его территориальных органах и войсках. Все это позволило быстро найти взаимопонимание в вопросах организации охраны участка госграницы и ее оперативного обеспечения. Сотрудникам УФСБ были небезразличны и бытовые условия пограничников. Первоначально их руководство располагалось в здании УФСБ. Пограничникам помогали наладить оперативную связь с погранподразделениями, расположившимися непосредственно на границе. Делились транспортом, способствовали изучению пограничниками оперативной обстановки в регионе.

В работе отдела, главное предназначение которого — выявление, предупреждение и пресечение таких видов преступлений, как государственная измена, шпионаж и незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, немало ярких примеров профессионализма и оперативности. В 1997 году брянские оперативники получили сообщение от коллег из Санкт-Петербурга о готовящемся нарушении госграницы на брянском направлении объектом их разработки, который изучался в связи с государственной изменой. Ожидалось, что нарушитель проследует поездом в один из дней предстоящей недели. Однако точную дату отъезда установить не представлялось возможным. По оперативным данным, объект готовился изменить свою внешность, то есть его фотография мало в чем могла бы помочь. И все же через четыре дня после уведомления нарушитель был задержан совместной группой из числа представителей УФСБ и ОКПП «Брянск». Поезд, в котором ехал разыскиваемый, всего на десять минут остановился в Брянске, но этого времени хватило, чтобы задержать подозреваемого. Кстати, внешность свою он действительно изменил.

В 2001 году брянским чекистам удалось прикрыть отлаженный канал нелегальной миграции. Канал работал по схеме: из Пакистана в Киргизию и в Казахстан, а далее — в Москву и через Брянск в Европу. Этот поток пропускал до пятисот нелегальных мигрантов в месяц. Услугами организатора «дороги жизни» афганца Вахаба Хайдари пользовались не только его соотечественники, но и пакистанцы, индийцы, а один раз по каналу Хайдари, который сам обосновался в Москве, попытались пройти арабские наемники, намеревавшиеся попасть в Чеченскую Республику. Деятельность этого международного сообщества также была пресечена российскими спецслужбами.

Подпольный бизнес по организации нелегальной миграции занимает в преступной иерархии по доходности одно из первых мест — где-то между наркотиками и оружием. Дорога из Пакистана в Европу, в зависимости от уровня «сервиса» и возможностей клиента, стоила от пяти до пятнадцати тысяч долларов. Несложно подсчитать, что при масштабах переправки в пятьсот человек в месяц, даже за вычетом всех накладных расходов, Вахаб Хайдари зарабатывал сотни тысяч долларов ежемесячно. Достаточно лишь отметить тот факт, что на суде в Брянске его и Юнуса Бехишти защищали самые дорогие адвокаты.

В октябре 2002 года отдел КРО УФСБ России по Брянской области завел материалы на жителей региона по фамилиям Филиппиди, Коверзанов, Лемешев, Коровкин, а также на человека без гражданства Абдула Джалила и еще на десять граждан Сирии. Как гласили оперативные данные, все они должны были учувствовать в незаконной переправке иностранцев и членов их семей через брянский участок российско-украинской. Инофрмация пришла в Брянск 5 октября, а спустя два дня группа нелегалов, а также их перевозчики — Коверзанов, Лемешев, Филиппиди и организатор канала Абдул Дждалил, — при попытке незаконно пересечения Государственной границы РФ были задержаны сотрудниками отдела контрразведки Управления в приграничной зоне в районе села Новенькое Суземского района Брянской области. Учитывая чистосердечное признание и активную помощь следствию, уголовное преследование в отношении Филиппиди, Коверзанова и Лемешева было прекращено на стадии предварительного следствия. Также было прекращено уголовное преследование в отношении граждан Хуесаини Захрг, Миро Аддула, Башо Фатен, Кассем Кулстан, Мустафа Мазкин, Кассем Кабрин, имевших на момент задержания девятерых несовершеннолетних детей.

При рассмотрении этого уголовного дела в суде граждане Сирии Муса Мухамад Фадель, Беро Рашо, Башо Фенар, Сидо Дееит, а также лицо без гражданства Абдул Дждалил были признаны виновными в совершении преступления «группой лиц по предварительному сговору» и приговорены к шести месяцам лишения свободы. Этот канал оказался большим потоком нелегальной миграции граждан Сирии, который проходил через Краснодар, Москву и брянский участок госграницы. Удалось также привлечь к уголовной ответственности и организаторов данного канала нелегальной миграции, что сократило поток нелегальных мигрантов. Также зарубежными правоохранительными органами был привлечен к уголовной ответственности организатор пресеченного на Брянщине канала нелегальной миграции, который находился в одной из ближневосточных стран.

И это не единственный пресеченный канал. Несколько раньше был прикрыт другой канал, который организовали начале декабря 2000 года гражданин Бангладеш Борхан Удин и гражданин Пакистана Чаудхари Ифтикхар Ахмед, но долго «поработать» им не удалось, уже в конце месяца все были задержаны. Помогали им в этом жители села Чуровичи Климовского района Брянской области, которые забирали очередных нелегалов из Москвы, везли в родные места, а дальше передавали людей проводникам. С переправкой последней партии индусов группа была задержана. Это произошло в самый канун Нового 2001 года — 30 декабря. Оперативные сотрудники УФСБ задержали иностранцев и их брянских покровителей. При задержании пакистанец Кабир был тяжело ранен в руку. Его доставили в реанимационное отделение областной больницы, но руку не удалось спасти. 2 января к нему приехали гости из Москвы — Чаудхари Ифтикхар Ахмед и Hyp Кхан. Брянские врачи думали, что это его друзья, однако визитеры на своем языке пригрозили, что если Кабир выдаст организаторов нелегальной миграции, то убьют и его, и членов его семьи. 19 января те же угрозы повторили по телефону. Тогда Кабир позвонил сотруднику УФСБ России по Брянской области и попросил его срочно прибыть в больницу. Находясь в сильном эмоциональном возбуждении, он рассказал, что его хотят перевезти в Москву, а затем в Пакистан, и попросил сотрудников правоохранительных органов России о защите.

В ходе следствия и на суде организаторы перехода границы свою вину не признали. Однако она была полностью доказана показаниями свидетелей и материалами дела. Когда судьи дали последнее слово обвиняемым, индусы-мигранты, которые почти год просидели в СИЗО, говорили, что хотели бы, чтобы Борхан вернул им их доллары и обратные билеты в Индию, больше ничего не надо. Двое жителей Чуровичей просили не конфисковать их автомашины, так как это единственное средство существования: в поселке нет работы и автомобиль — это единственное средство заработка. Суд учел все смягчающие и отягчающие обстоятельства и приговорил организаторов незаконного перехода границы к лишению свободы на два с половиной и три года с отбыванием срока в колонии-поселении; индусов-мигрантов — на три года условно с испытательным сроком в один год.