st_aeroport_plan.jpgДепутаты Брянского горсовета на сессии 27 июля приняли принципиальное решение о проведении открытого аукциона по продаже участка «старый аэропорт» под комплексную застройку в рамках реализации нацпроекта «Доступное жилье». Дата аукциона пока не установлена, зато начальная цена земли уже определена — чуть более 1,6 миллиарда рублей с шагом 5% (около 80 миллионов рублей). Впрочем, появлению адекватного инвестора и реализации столь масштабного проекта, который должен стать «очередным этапом развития нашего города», могут помешать судебные разбирательства вокруг этой земли: дело в том, что на территории в центре Брянска претендует и областная власть

Напомним, брянский «старый аэропорт» стал одним из 22 проектов, которые решением конкурсной комиссии Росстроя от 22 июня включены в перечень «экспериментальных инвестпроектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства» в рамках нацпроекта «Доступное жилье». Таким проектам гарантирована поддержка из федерального бюджета, гарантии по займам и субсидии компаниям, которые будут обеспечивать участок инфраструктурой, участие в этом процессе естественных монополий вроде «Газпрома» и РАО «ЕЭС России». Одно из основных условий, выдвинутых Росстроем: территория должна застраиваться комплексно, а вся земля — консолидирована у одного юрлица, «осуществляющего реализацию проекта на праве собственности или ином законном основании». В этой связи горадминистрация готовит документы для проведения открытого аукциона, по итогам которого будет определен инвестор-застройщик. На сессии мэр Брянска Дмитрий Шапотько подчеркнул, что для того чтобы окончательно попасть в федеральный перечень, реализацию проекта надо начать уже в этом году, а значит — уже в ближайшее время провести аукцион и определить инвестора. Брянск здесь пока отстает, все остальные участники с этой задачей уже справились. Мэр сообщил, что по результатам независимой оценки, которую проводила отобранная по конкурсу компания «Ко-Инвест Брянск», рыночная стоимость земельного участка в 236 га определена в размере 1 миллиард 620 миллионов 835 тысяч рублей. Это и станет начальной стоимостью лота с шагом в 5% (около 80 миллионов рублей).

Депутаты сразу же поинтересовались: возможны ли другие формы реализации, кроме аукциона, и почему нельзя продать участок по частям — ведь тогда бюджет может получить в разы больше. Однако, по словам Дмитрия Шапотько, иные варианты не предусмотрены, к тому же аукцион обеспечит максимальное поступление средств в бюджет, а вот по частям продавать нельзя: «Комплексное освоение — основное условие», — еще раз подчеркнул он. Некоторое недоумение вызвали его слова: «процедура предусматривает обратный выкуп у инвестора объектов социального значения (детсады, школы, больницы)», «что же мы, сначала продадим, а потом будем по рыночным ценам выкупать?» — зашумел Михаил Мамонов. Анатолий Козлов высказал другое опасение — мол, а если попадется такой инвестор, который не приступит к застройке, а нарежет участков и распродаст их в разы дороже, о какой тогда комплексной застройке можно будет вести речь? Однако г-н Шапотько уверен, что этого не произойдет: «будут определены правила землепользования и застройки и объемы ввода жилья по годам, которые инвестор обязан будет выполнять».

Его зам по строительству Сергей Федосенко рассказал депутатам о том, какая работа уже проведена. Участок совсем недавно вообще не был обеспечен коммунальной и инженерной инфраструктурой, сейчас завершен магистральный коллектор, ведется строительство двух веток сетей водоснабжения. Электроснабжение берут на себя «Брянскэнерго» и «МРСК Центра и Северного Кавказа»: за собственные средства энергетики намереваются построить подстанцию «Соловьи» и протянуть к территории аэропорта две высоковольтные линии. По газоснабжению территории ведутся переговоры с «Газпромом», а недавно поступило письмо от дочерней компании «Газпрома» ООО «Межрегионтеплоэнерго», которое хочет выступить инвестором по строительству сетей теплоснабжения. Все трассы прокладки коммуникаций определены. Кроме того, проведена градостроительная подготовка участка: зоны застройки, дорожная сеть, «красные линии». Сейчас Роcстрой, по словам г-на Федосенко, попросил представить конкретные мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры, определить проблемные участки и какие естественные монополии нужно привлечь для их решения. К слову, общая концепция застройки старого аэропорта, зонирование территории, необходимые объекты инфраструктуры — все это будет обсуждаться на публичных слушаниях в Брянском лицее №1 23 августа. Сергей Федосенко упомянул также о публичных слушаниях по проекту (видимо, уже представленному инвестором), которые пройдут в середине октября нынешнего года.

Однако есть один весьма существенный момент, который может помещать реализации столь масштабного проекта. Дело в том, что на территории в центре Брянска претендует и областная власть. «Злые языки» утверждают, что именно с прицелом на эти земли в свое время был принят областной закон о распоряжении земельными участками в Брянске, госсобственность на которые не разграничена, однако пока законопроект проходил думские коридоры, городские власти успели оформить участок «на себя». Сейчас вокруг «старого аэропорта» кипят судебные страсти. Только недавно вынесено решение по иску прокуратуры: суд признал недействительным договор между Брянской горадминистрацией и «Брянскгорстройзаказчиком» (из-за реорганизации предприятия он оказался заключен на 15 лет). По судебному решению участок полагается вернуть Брянской горадминистрации; оно, правда, как пояснил на сессии депутат и юрист Евгений Панков, представлявший городскую власть в судах, пока не вступило в силу. Г-н Панков также подчеркнул, что, несмотря на уже прошедшие суды, право собственности горадминистрации на земли «старого аэропорта», тем не менее, в судебном порядке пока никто не оспаривал.

Однако у губернатора Николая Денина другие сведения: на пресс-конференции в пятницу, 27 июля, он сообщил, что обладминистрация уже подала иск на предмет проверки законности регистрации этого участка в муниципальную собственность. Более того, губернатор заявил: если участок будет выставлен на аукцион, «автоматом пойдет исковое заявление о наложении ареста до итогов судебного разбирательства». К тому же у областных властей претензии по принадлежности земель: «есть некоторые документы о том, что чуть ли не посреди площадки есть выделенные земельные участки под индивидуальную застройку», «отдельные там себе уже позастолбили», и есть соответствующий запрос в прокуратуру о том, «соответствует ли это все действительности». Озвучивать фамилии губернатор пока отказался, однако, в кулуарах в свое время очень активно ходили разговоры о том, что отдельные представители городского депутатского корпуса еще старого созыва таким образом делали себе «задел» на будущее, оформляя участки через подставных лиц. Не исключено, впрочем, что список владельцев давно изменился.

Как бы то ни было, любые скандалы и суды сейчас пойдут не на пользу брянскому проекту, попросту отпугнут серьезных инвесторов. При этом с обеих сторон (и города, и области) громко говорят о том, что «сделают все для того, чтобы застройка началась как можно быстрее». Но каждый в роли собственника предпочитает видеть себя, что, учитывая величину «стимула», который пойдет в бюджет, понятно. Тем не менее, город в своем праве смотрится логичнее: территории старого аэропорта — это самый центр Брянска. В области вроде бы и понимают, что «инвесторов привлекают в первую очередь экономическая и политическая стабильность», но отчего-то полностью уверены, что без их вмешательства там «будут делать и строить абы как, и где кто захотел». Меж тем, 2007 год уже перевалил за половину…