svalka1.jpg Депутаты Брянского горсовета на совместном заседании профильных комитетов во вторник, 17 июля, заслушали потенциальных инвесторов, готовых вложиться в строительство мусороперерабатывающего завода в Брянске. Из шести претендентов остались уже трое, окончательное решение будет вынесено на июльской сессии горсовета. Пока же наиболее благоприятное впечатление производит проект японской компании «RD Japan Inc».

Постановление главы Брянска от 20 июня четко определило критерии, которым должны удовлетворять или которые должны учесть потенциальные строители мусороперерабатывающего завода. Так, завод производительностью не менее 200 тысяч тонн отходов в год нужно запустить в течение года, при этом он должен перерабатывать как можно больший спектр бытовых отходов, а сбор и транспортировка ТБО до мусороперерабатывающего завода должны осуществляться специализированным муниципальным предприятием. Выделение бюджетных средств на строительство не предусмотрено, к тому же инвестор должен зарегистрировать завод как юрлицо на территории Брянска, предоставить гарантии на сумму не менее 20 миллионов рублей и не менее 70% рабочих мест жителям нашего города.

Желание поучаствовать в этом проекте в итоге выразили шесть компаний. Это ЗАО «ЭкоПром-Брянск», группа компаний «Ланкор инженеринг групп», «RD Japan Inc» (Япония), ООО «Золотое руно», ЗАО «СЕРВЕТ» и «Industrievertretung Deutschland (IVD)» (Германия). После изучения всех инвестиционных предложений и документов специальной комиссией Брянского горсовета, претендентов осталось трое: ЗАО «ЭкоПром-Брянск», группа компаний «Ланкор инженеринг групп» и японская компания «RD Japan Inc». Сегодня представители этих трех фирм презентовали депутатам свои предложения и наработки.

«ЭкоПром-Брянск» — фактически дочернее предприятие уже знакомого брянцам «Автобан-инвест-центра». По словам гендиректора брянского «ЭкоПрома» Галины Татьяниной, сейчас компания при поддержке Национального экологического Альянса реализует проект «Экопром-регионы». Выделилась из числа претендентов внушительной презентацией с демонстрациями роликов и глобальными целями вроде «повышения качества жизни населения путем улучшения экологии». Из плюсов компании — удачный опыт работы в Липецке, который теперь можно наглядно продемонстрировать в действии, намерения благоустроить контейнерные площадки по сбору мусора, готовность вводить социальные карты с льготами для малоимущего населения. Основной минус в глазах депутатов — не соблюдается условие о том, что сбором и транспортировкой мусора должно заниматься муниципальное предприятие (в конкретном случае — МУП «Спецавтохозяйство»). «ЭкоПром-Брянск» вроде бы предлагает взять всю «цепочку» в «свои руки» («у нас для этого все есть»), но в то же время предполагается работать на арендованных у города технике и помещениях «Спецавтохозяйства». Вслед за этим вполне логично встает вопрос о тарифах за вывоз мусора для населения. Для сравнения: в более благополучном Липецке за два года тарифы с 16 рублей в среднем выросли до 27 рублей для частного сектора и 21 рубля для муниципального жилья.

Представитель от «Ланкор инженеринг групп» сразу заявил, что завод в собственность компании в принципе не нужен: они готовы его построить, а затем передать в лизинг городу с выплатой средств в течение десяти лет. И хотя проект весьма интересный, высокотехнологичный, с выработкой теплоэнергии, которую потом можно было бы использовать на коммунальные нужды, депутатов он, судя по их настрою, особо не заинтересовал, поскольку нарушает основное условие — отсутствие бюджетного финансирования.

Наиболее предпочтительным пока представляется проект японской компании «RD Japan Inc». По словам ее представителя Николая Воробьева, японский холдинг вообще готов вложить в Брянскую область до одного миллиарда долларов, конечно, при наличии интересных инвестиционных проектов. Этот вопрос пока обсуждается с руководством региона. Одним из таких проектов может стать мусороперерабатывающий завод, аналогов которому в России пока нет. По словам г-на Воробьева, экологически чистая плазменная технология позволяет перерабатывать любой вид мусора, она основана на сжигании, однако выход пепла минимальный — тысячные доли сантиметра за пять лет работы. Впрочем, основную часть отходов предполагается использовать как вторсырье, «мы увязываем свой проект с потенциальным намерением инвестировать в строительство еще нескольких объектов в Брянской области: по производству стройматериалов и по производству пластмассовых труб. Соображения на этот счет есть», — отметил г-н Воробьев. Не исключено также строительство тепличного хозяйства — как вариант использования вырабатываемого тепла. Бюджетных средств японцы не просят, все, что нужно — порядка 4 га земли и «административная поддержка». Построить завод компания обещает за 6-18 месяцев: окончательные сроки зависят от технических параметров завода, его «комплектации», а также от скорости согласования проекта в чиновничьих кабинетах.

Депутаты поинтересовались объемами утилизации и выстраиванием «товарно-денежных» отношений завода со «Спецавтохозяйством». Г-н Воробьев еще раз подчеркнул, что утилизироваться ничего не будет, а вопросы сотрудничества со специализированной организацией можно будет детально обговорить уже в рабочем порядке. Депутата Андрея Дрензелева несколько смутило слово «реактор», мол, область, пострадавшую от чернобыльской катастрофы, это может напугать. Представитель компании подчеркнул, что реактор, конечно, не ядерный, и вообще не реактор в прямом смысле этого слова, а печь, плавильня. Коллеги г-на Дрензелева тоже успокоили: мол, «если уж японцев это не пугает с их Хиросимой…».

Обсуждение проектов прошло в закрытом режиме, к тому же голосовали депутаты тоже тайно. Результаты голосования будут озвучены только на июльской сессии Брянского горсовета, тогда же будет приятно окончательное решение по инвестору.