arsenal-grader.jpg Вот уже в течение двух лет — с 2005 года — на ОАО «Брянский арсенал» (как и на всех предприятиях «Группы ГАЗ») идет активное внедрение системы бережливого труда (или бережливого производства). Как сказал на брифинге, посвященном 50-летию газеты «Арсеналец», управляющий директор завода Михаил Синотин, русским рабочим руководители прививают другую ментальность

«Система бережливого труда», которая реализуется на «Брянском арсенале» с помощью специалистов Института кайдзен (KAIZEN Institute, международная консалтинговая организация, имеющая представительства в 14 странах мира), основана на методике японской компании Toyota — вся система бережливого производства была придумана именно в Японии. «Ничего особенного в ней нет, но это особая ментальность, которую мы стараемся привить нашим рабочим», — сказал журналистам г-н Синотин. «Покупают грейдер, а не проблемы «Брянского арсенала». Если мы заложим наши проблемы в себестоимость, то завод умрет — ведь на Западе за счет бережного отношения к рабочему времени и рабочему месту сокращаются издержки, а значит — падают цены», — убежден он.

Необходимость бережного отношения к рабочему времени и рационального использования рабочего места (чего в России, как правило, не наблюдается), обусловлена еще и тем, что, несмотря на высокую зарплату (средняя зарплата рабочего на «Арсенале» — 13 500 рублей, ИТР — 8 000 рублей), завод испытывает кадровый голод. «Причем мотивировка у всех подающих заявления об увольнении, очень простая — «не хотим работать». В начале лета из шестидесяти пришедших на завод пятнадцать человек просто встали и ушли», — недоумевал Михаил Синотин.

По большому счету, ничего нового для россиян, японцы со своей концепцией бережливого производства не придумали. Советская теория научной организации труда также уделяла большое внимание и коллективизму, и рационализаторству, и бережному отношению к рабочему времени (а эти три постулата — основа философии кайдзен, положенной в основу концепции). Причем все это довольно успешно внедрялось и давало результаты — беда в том, что вся советская система успешно развалена и, как это часто бывает, практически с собственными разработками, приходится знакомиться через западных партнеров.

Отцом-основателем концепции бережливого производства считается Тайити Оно, начавший работу в Toyota Motor Co в 1943 году. В течение нескольких десятков лет автомобильная корпорация создавала свою систему управления, интегрируя лучшие мировые практики. Конвейерная система Форда, например, была адаптирована к производству с малыми объемами. В 1980-е годы интерес к производственной системе Toyota (Toyota Production System, TPS) появился в США: американские автоконцерны столкнулись тогда с серьезным конкурентом на собственном рынке. В западной интерпретации концепция стала известна как Lean production (в русской версии перевода — бережливое производство). Сначала опыт Toyota был сконцентрирован, прежде всего, в автомобилестроении. Затем концепция была адаптирована к условиям непрерывного производства, позднее стала применяться в торговле, сфере услуг и даже коммунальном хозяйстве, здравоохранении, вооруженных силах и государственном секторе. О «тойотизме» заговорили как о международной философии менеджмента.

Идеологическая основа TPS/Лин — кайдзен (яп. kaizen – «совершенствование», состоит из двух корней «кай» — «изменение» и «зен» (дзен) — «хорошо»): стремление к постоянному совершенствованию, постепенным, но непрерывным улучшениям. Цель — устранить любые потери, которые увеличивают затраты, не создавая добавленной ценности, а основа — сокращение в технологическом цикле производства времени, расходуемого на операции, не добавляющие «ценности» конечному продукту (хранение, накопление, перемещение и т.п.). Главное в этой философии — опора на человеческий фактор и, упрощенно говоря, командная работа. Но в отличие от традиционного менеджмента под командной работой здесь понимаются не корпоративные вечера, корпоративный устав, совместное обсуждение задач и так далее: для бережливого производства этого мало. В идеале, на предприятиях, внедряющих TPS/Лин, должна действовать система пожизненного найма (именно такая и наличествовала в Японии большую часть ее новейшей истории). Но, если этого нет, необходимо создать атмосферу взаимопомощи — «как в семье». Принципы, разделяемые внутри компании, должны распространяться на ее клиентов и поставщиков. Если у них проблемы, вы вместе разбираетесь, ищете решения, учите друг друга. Не случайно часть российских предприятий познакомили с TPS/Лин их западные партнеры.

Первым и главным распространителем философии системы кайдзен во всем мире стал Масааки Имаи, который в 1985 году основал уже упомянутый Институт кайдзен (KAIZEN Institute), президентом которого является и сегодня. Г-н Имаи бывает с визитами и в России — как раз на предприятиях «Группы ГАЗ», где с 2005 года осуществляется широкомасштабное внедрение системы Кайдзен.

Идеал для современного «бережливого производства» — это возвращение к лучшим советским примерам. На том же брифинге на «Брянском арсенале» один из бывших главных реакторов газеты «Арсеналец» вспомнила, как до 1985 года существовала система, когда талантливые и старательные дети выявлялись еще в школе, потом опекались в ПТУ, а потом старательно вводились в заводской коллектив для того, чтобы общий уровень рабочих на заводе всегда поддерживался на высоком уровне. Особо ценились и всячески поощрялись рабочие династии. Ответ г-на Синотина был даже короче, нежели сам вопрос: «Вот это и есть моя мечта, как управленца: вести от детсада через школу и профессиональное училище до рабочей специальности…».