oformlenie1.jpg Кабинет министров на днях сделал доброе дело — облегчил жизнь автовладельцам, упростив процедуру оформления дорожно-транспортных происшествий для получения страховых выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).

Автолюбители и сотрудники ГИБДД могут вздохнуть спокойно. Первые — потому что не надо будет простаивать на дороге несколько часов в ожидании сотрудников ГИБДД для оформления незначительного ДТП, создавая неудобства окружающим. Вторые — станут выезжать реже, чем раньше, а главное — писать меньше. Ведь они же не писатели.

В общем, поправки в закон об ОСАГО и изменения в Налоговый кодекс, которые одобрило правительство, как надеется премьер, позволят повысить эффективность действующей системы страхования граждан и возмещения ущерба при ДТП. Фактически упрощается процедура получения выплат и увеличивается предельный размер страхового возмещения. В частности, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, сумма страховых выплат по возмещению вреда жизни и здоровью будет составлять не более 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Кроме того, снимается предельный уровень страхового возмещения в размере 240 тысяч рублей на всех потерпевших. Устанавливается порядок определения размера страхового возмещения, причитающегося всем потерпевшим. «Сейчас кто поторопился и быстрее обратился к страховщику — больше получит. Теперь выплаты будут выплачиваться пропорционально всем потерпевшим в зависимости от ущерба», — пояснил замминистра.

Законопроект вводит на территории страны систему прямого урегулирования убытков, в соответствии с которой владелец автотранспортного средства в случае ДТП вправе обратиться с требованием о страховой выплате к своему страховщику, с которым у него заключен договор об ОСАГО.

Одновременно с этой мерой вносятся поправки в Налоговый кодекс, освобождающие от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) страховщика, получившего денежные средства в порядке соглашения о прямом возмещении убытков от другой страховой компании. «Перевод денежных средств в рамках урегулирования отношений не должен облагаться НДС», — пояснил Шаталов.

Для так называемых «несерьезных ДТП» также вводится упрощенный порядок получения страховых выплат по ОСАГО без участия в оформлении документов сотрудников милиции. Правда, этот вариант может применяться при условии, что в происшествии задействовано не более двух транспортных средств, каждое из которых застраховано, никому не нанесен ущерб жизни и здоровью, а объем ущерба транспортного средства не превышает 25 тысяч рублей и оба водителя согласны в оценке его суммы.«Друг для друга online»

Поскольку же сейчас сотрудники ГИБДД, выезжающие на место происшествия, как правило, рисуют схему в страховых документах и с рулетками вымеряют расстояния, вице-премьер Александр Жуков поинтересовался у разработчиков, кто же в случае упрощения процедуры должен ходить с рулеткой. На что Шаталов согласился с вице-премьером, что страховая форма оформления ДТП будет уточнена в этой части и с рулетками ходить людей никто не заставит. — Мы же предусматриваем возможность разойтись, — заметил Фрадков. — Так надо четко прописать грань между серьезным и «несерьезным» ДТП.

Пока же более жесткие правила прописаны для страховых компаний. Несмотря на то, что срок рассмотрения страховщиком заявления и документов потерпевшего увеличивается с 15 до 30 дней с момента их получения, вводится неустойка за задержку страховщиками рассмотрения документов и выплат по ОСАГО в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. «Это будет важной мерой, чтобы не затягивать и не идти на излишние судебные разбирательства», — считает Шаталов.

Поправки ликвидируют обязанность страховщика проводить дорожно-транспортную экспертизу, оставляя это на его усмотрение. Замена обязанности на право проведения экспертизы, пояснил замглавы Минфина, упростит всю процедуру. «Все знают, столько стоит фара, столько стоит ее замена, поэтому зачастую такая экспертиза является необязательной», — сказал он. Тем более что в прошлом году в Росстрахнадзор поступило 2402 жалобы на страховщиков: на жалобы за несоблюдение страховщиками сроков выплат приходится 47% от их общего числа, а 23% жалоб приходится на необоснованные отказы в выплатах из-за вольной трактовки компаниями норм законодательства. В связи с этим, продолжил Шаталов, законопроект предусматривает исключение понятия «внутренняя территория организации», так как зачастую страховщики считали, что «все, что произошло за пределами автотрассы — во дворе, на заправке, — не является страховым случаем».

Однако не все члены кабинета министров были согласны с предложениями Министерства финансов. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов напомнил Шаталову: уже не первый год его ведомство настаивает на том, чтобы страховые компании участвовали в софинансировании расходов по оказанию скорой медицинской помощи при ДТП. Однако Шаталов не стал вступать в дискуссию с министром, зная о том, что помимо сферы здравоохранения на софинансирование страховых компаний претендуют МЧС, Минтранс и другие ведомства. Поэтому заместитель Алексея Кудрина пообещал, что до 1 августа финансовое ведомство этот вопрос проработает. Финансисты, конечно же, могут оперировать цифрами: страховые взносы составили 63,9 миллиарда рублей, а выплаты — 31,7 миллиарда. Кроме того, из 32 тысяч погибших страховые выплаты получили лишь 5 тысяч человек.

Впрочем, в случае, если страховые компании все же обяжут к такому участию, не исключено, что подобные расходы лягут на плечи автолюбителей. А в предвыборный год подобная мера явно непопулярная, равно как и повышение транспортного налога.