parfum.jpgС 1 июля 2007 года с прилавков могут исчезнуть косметика и парфюмерия многих зарубежных и отечественных брендов, равно как и моющие средства и бытовая химия. Дело в том, что через неделю вступает в силу запрет на продукцию, которая не соответствует требованиям российского законодательства по содержанию денатуратов. Вместе с этим система ЕГАИС, которая в прошлом году вызвала в России алкогольный кризис, начнет действовать и на парфюмерно-косметическом рынке

В России действует закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который включает в себя перечень добавок для денатурации любой продукции, которая содержит спирт. Во многих марках импортной продукции используются не разрешенные в России денатурирующие добавки, например, апельсиновое масло. Российские законодатели, желая помешать своим согражданам употреблять спиртосодержащую продукцию не по назначению, предлагают ведущим мировым производителям поменять рецептуру. Так, этиловый спирт, содержащийся в духах, предлагается заменить на изопропиловый — он совершенно не пригоден для питья и обладает не очень приятным запахом. «Если вы возьмете, например, лак «Прелесть», выпущенный в 2005 году, и тот же лак, сделанный сейчас, увидите колоссальное ухудшение в смысле запаха», — сожалеет председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова.

Пучкова считает, что зарубежные бренды не будут спорить с российскими чиновниками. «Наше законодательство во многом не совпадает с европейским. Известные косметические марки не будут менять состав своей продукции и ронять имидж ради России. Они просто уйдут», — отметила она. По словам Пучковой, если в магазинах пропадет качественная косметика и парфюмерия, ее заменит суррогатная продукция из арабских стран. «Вместо французских духов Chanel в России будут продавать суррогатные духи Chanel арабского производства», — прогнозирует Пучкова. А ведь «рынок этот близок к индустрии здоровья по линям гигиены и профилактики, — отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Сергей Большаков. — …в значительной степени это удар именно по потребителю». Те производители, которым жаль терять российский рынок с его впечатляющими объемами и растущим спросом, поднимут цены — не меньше чем на 20%, по прогнозам Пучковой.

Но в ближайшее время россияне могут остаться и вовсе без солнцезащитной косметики, без средств для загара, масок для лица и средств по уходу за волосами. Если положение не изменится, в розничной сети запасов хватит на несколько месяцев, а потом наступит дефицит. С 1 июля все предприятия, производящие спиртосодержащую продукцию, должны будут вносить данные об обороте спирта в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Счетчики ЕГАИС парфюмеры должны были установить еще в прошлом году, но не все смогли себе это позволить.

Из 3,5 тысяч фирм, занимавшихся ранее продажей парфюмерии и косметики, в прошлом году лицензию за 250 тысяч смогли приобрести только 650. Установка и годовое обслуживание ЕГАИС стоили каждой из них еще по 2 миллиона 90 тысяч рублей. Многие малые и средние предприятия закрылись, некоторые из них просто ушли в тень. Рынок стремительно сокращается. По данным РПКА, за год совокупный оборот российских «душистых» компаний упал на 75%. В продажах тоже отмечается падение, но не такое резкое — магазины, по оценкам специалистов, подняли цены минимум на 5, максимум на 30%. Это в столичном регионе. В провинции цены разнятся еще больше. Но и это не помогло: если в 2005 году объем продаж доходил до 85 млрд. руб., то в 2006-м он упал до 54 млрд.

«В регионах подорожания нет, там просто исчезла вся парфюмерная продукция», - рассказывает исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии (АППКБХ) Сергей Большаков. Освободившая же ниша стремительно наполняется суррогатами. Что будет дальше, специалист предсказать не берется: «Сейчас не понятно, как будет выглядеть рынок, какие будут условия для продажи денатурированной импортной продукции, кто останется работать на рынке». Чиновники и депутаты уверяли, что после необходимой доработки правовых актов аналогичный кризис парфюмерно-косметической отрасли прочили еще в конце 2006 года, но тогда введение этого правила для парфюмеров отложили на полгода.

Тогда депутаты обещали за этот срок если не вывести из-под действия закона об обороте этилового спирта всю отрасль, то хотя бы освободить от его бремени отдельные виды парфюмерии и косметики, и многие предприниматели вздохнули с облегчением. «Декларируемая цель запрета — борьба с отравлениями суррогатами. Но я сомневаюсь, что человек, у которого не хватает денег на качественную водку, будет приобретать для «питьевых» целей достаточно дорогостоящий импортный парфюм», — отмечал исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев.

Пока никаких изменений нет. Но даже если в ближайшие дни использование ЕГАИС для производителей парфюмерии и косметики и будет отменено, цены вряд ли вернутся к прежнему уровню — ведь компании уже вложили большие средства, чтобы полностью соответствовать новому законодательству.