dyadyamisha.jpgКто хоть раз был на Набережной Брянска, тот просто не мог не видеть этого колоритнейшего мужичка, к отличительным приметам которого можно отнести мотоцикл, седую бороду и соболью шапку, без которой он не выезжает из дома даже в тридцатиградусную жару. Талисман и символ байкерского братства нашего города, уже избалованный вниманием надоедливых журналистов. Легендарный брянский байкер дядя Миша дал интервью порталу «Мотор32»

Фёдор Борисов

misha_0.jpgЧем больше общаешься с этим человеком, тем больше понимаешь, что жизнь дана тебе не для того, чтобы жить на одном месте, а для того, что в английском языке называется словом «ride». К сожалению, русский язык не соединяет в одном слове такие понятия, как «кататься», «терроризировать», «ехать верхом», «гнать» и многие другие. Всемирно известный лозунг «live to ride, ride to live» давно прижился и в России, ведь зачем дана человеку жизнь, если не для движения. Стоять на месте — зачем, если есть верный «железный конь», брат ветер и брат мотор? Тому, кто не умеет летать в небесах, дана возможность летать на земле! И этот человек, которого половина Брянска знает как «дядю Мишу», а другая половина зовет просто «Михой» и считает другом и братом, наглядный тому пример.

Я не помню, как давно мы познакомились, но у меня стойкое впечатление, что знаем мы друг друга целую вечность, может быть, в прошлой жизни наши «байки» вместе жадно пожирали асфальт? Но так скажет любой, кто вечерком на своем мотоцикле завернет на Набережную к Михе «на огонек»… Но дело не в этом, а в том, что более дружелюбного и радушного человека, чем Миха, я не встречал. Будь ты хоть обладателем скутера, хоть вообще «безлошадным», не останешься ты без внимания, если подойдешь хотя бы просто посмотреть на как всегда выстроившиеся благодаря Михе на набережной мотоциклы. «И зачем ему это?— спросите вы. Отвечаем: «Так ведь и мы спрашивали…».

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Записано со слов самого «виновника» под зорким оком подруги-цензора, смирявшей порой пыл старейшего байкера.

Ты сам-то помнишь, как началось твое увлечение мотоциклами?

misha_2.jpg — Помню, начинал с двухскоростных мопедов «Рига», два их у меня было, и оба у меня угнали, но это было очень давно, вспоминается с трудом. Затем были «Вятка» и «Турист» — два мотороллера, единственное воспоминание о которых — это вечно вымазанные в солидоле руки. А потом в голове вдруг что-то замкнуло, как будто с неба поступил сигнал, и я пересел на самый серьезный по тем временам мотоцикл «Урал». И такое это оказалось дерьмо, что, поездив на нем пару недель, я от него избавился и купил себе предел мечтаний любого мотоциклиста того времени — чоппер «Yamaha Viraga». Даже у самых крутых байкеров тогда не было заграничных мотоциклов, в то время только появился «Урал-Волк» и все бросились его покупать и расхваливать. Но когда я давал кому-нибудь из них прокатиться на своей «Ямахе», они просто «отлетали» — настолько он был быстр, комфортен и живуч. Потом я начал просто каждый день приезжать на Набережную и здесь отдыхать, постепенно «оформилась» тусовка — все-таки центр города, пива и девушек вокруг полно, и мои друзья-мотоциклисты очень быстро это поняли.

Мы здесь отдыхаем, о «мотиках» болтаем, делимся опытом, с хорошими людьми даже каждый день не надоедает общаться. «Вирагу» я тогда подержал еще два сезона, а потом задумался, зачем мне мотоцикл с «движком» в 1.1 литра, если я езжу не спеша, «гонять» не люблю — ну и продал я «Вирагу», а потом покупал только малообъемные чопперы (последнее приобретение Михи — четырехсоткубовый Suzuki Intruder — Ф.Б.). Кстати, я вот самый богатый байкер города, у меня больше всех мотоциклов — целых восемь штук, есть еще пара скутеров, но они у меня как «рабочие лошадки».

«Байкеровать» ты начинал еще при советской власти, а как сама власть относилась к твоему увлечению?

— Тогда не было байкеров, было огромное количество рокеров — на «Явах», на «ИЖах» ездили, бесконечно их переделывали и грохотали по ночным улицам. Собирались мы часто, но все «по кустам» да по окраинам, потому что у большинства не было ни прав, ни документов на мотоцикл. В принципе, с тех пор в этом плане ничего не изменилось — сейчас тоже никто о бумагах не заботится. Но как только какой-нибудь «шухер» поднимался или милиция появлялась — все сразу в рассыпную и кто куда от ментов. Тогда не было именно самого байкерского братства, и этим те времена принципиально отличаются от нынешних. Менты нас, конечно, гоняли…

Как ты относишься к своему мотоциклу? Как к сыну, брату или отцу?

— Во все свои «аппаратики» я влюблен до необыкновения. Мотоцикл — это единственная вещь в моей жизни, на которую мне не жалко денег, это единственная статья моих расходов. Удобный мощный японский мотоцикл — мне больше ничего в жизни не надо. Это мой брат, мы с ним на равных и всегда друг другу только помогаем.

Твой первый мотоцикл, который у тебя появился, твою жизнь дополнил или открыл заново?

— Только дополнение. Как только «байкеровать» начал, я понял, что только этого в жизни мне и не хватало. Это даже не моя свобода, как байкеры некоторые любят говорить, дескать, «мой мотоцикл — это моя свобода», я с этим не согласен. Свободен я и без мотоцикла, что хочу, то и делаю, но вот байк — это нечто большее, что и словами-то не описать. Просто вопрос свободы для меня решился еще в молодости, я же сначала был «хиппарем», а потом уже байкером стал. Длинные волосы у меня были, джинсы носил, профессии у меня всегда только вольные были — я, наверно, вообще последний настоящий хиппи! Не нужен мотоцикл, чтобы быть свободным — вот я в молодости туризмом увлекался, у меня такие рекорды были — уходил вот с палаткой в лес один и жил там месяцами без еды, без всего — вот это свобода. Но мотоцикл — это все равно святое для меня.

Ты говоришь, что сейчас сформировалась «байкерская тусовка», а что для тебя значит именно слово «байкер»?

— Это очень, очень хороший, просто «золотой» вопрос! Вот что для моей милой Светульки (подруга Михи) слово «дочь» значит — то же самое слово «байкер» значит для меня — это как будто говоришь о маме и папе, нечто знакомое с детства и ближе чего ничего нету — вот что слово «байкер» для меня значит. «Ария», байкер, «Урал» — это вот три самых «золотых» для меня слова.

По некоторым данным, ты старейший байкер нашей страны. Если не секрет, сколько тебе лет и для чего ты каждый день приезжаешь на Набережную как на работу?

— Мне по паспорту 75 лет, но я всегда прикидываюсь, что я молодой, и говорю, что мне «всего лишь» 70. А почему приезжаю сюда я? Мне просто не хватает моих восьми мотоциклов, маловато дыма, вот когда все мои друзья здесь собираются, заводят своих «коней» — вот столько дыма мне вволю хватает. Летом приехать сюда и потусоваться со своими друзьями — это же замечательно, а что мне еще делать — днем на речку, вечером на тусовку — это моя жизнь.

В таком возрасте у тебя нет проблем с милицией, или «гаишники» тебя уважают и не пристают?

— С милицией проблем у меня нет только потому, что я не люблю «гонять», я не люблю быстро ездить. Я никак не нарушаю правила дорожного движения, а «гаишников» я вообще люблю и уважаю, у меня даже на одном мотоцикле вместо номерного знака приклеена табличка «Я люблю ГАИ». Низкий поклон всем «гаишникам» Брянской области, если бы они хотели — они бы меня как грелку разорвали, все «мотики» выгребли бы и посадили бы меня в тюрьму лет на двадцать, потому что не меньше, чем лет двадцать я уже езжу по России, и все без аварий и без прав. К милиции у меня, конечно, большое уважение, как и ко всему обществу. Это вот как девушки, даже которые страшные, они все равно меня любят — так и наше ГАИ меня уважает.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Миха сегодня приехал без своей подруги, и во второй день интервью никто не мешал Михе выражаться именно так, как ему хотелось.

Есть у тебя помимо мотоциклов какие-нибудь увлечения, может быть, автомобили или гонки?

misha_1.jpg — На автомобили у меня аллергия, у меня от них все чесаться начинает, тошно мне от автомобилей. Любой велосипед в сто раз ценнее машины. А увлечений у меня «море» — первое увлечение у меня было «качаться», результаты тех тренировок можно и сейчас на мне увидеть, «море» силы было, полморя осталось. Потом увлекался я «закалкой» организма — результаты тоже налицо, как говорится! Еще одно мое хобби, которым я и сейчас занимаюсь — это аквариумистика: у меня сейчас дома два аквариума, один 550 литров, другой — 450, рыбки редкие там плавают, а я их люблю кормить. И еще одно серьезнейшее увлечение до байкерства было — это кинология. По масштабам это было похоже на собирание мотоциклов — доходило до того, что держал трех собак в квартире.

Вот вечный вопрос — семья и мотоцикл. Они у тебя в жизни уживаются?

— Тоже один из самых драгоценных вопросов, за который я всегда благодарю, потому что этот вопрос мне позволяет душу «выпалить». Три врага у настоящего байкера есть: безденежье, поломанный мотоцикл и семья. Три самых страшных для байкера вещи это. Семья — это враг байкерского народа, терпеть ее не могу, никогда ни на ком не женился и не буду, а противоположный пол — это только объект юмора, серьезно я к женщинам не отношусь. А насчет безденежья и поломанного мотоцикла? «Мотики» я покупаю не металлолом и покупаю не за одну копейку, восемь мотоциклов у меня, а в них я полный чайник — покупать люблю, а копаться в них ненавижу и не умею. К мотоциклам у меня раз в сто нежнее отношение, чем к девушкам, да и пользы от байка намного больше, чем от жены.

А как насчет трех других «врагов» каждого байкера — пива, баб и рок-н-ролла?

— Пиво — это гадость сущая, секс — это для умалишенных, а рок-н-ролл — это сверх и супер. Байкер без музыки — это мотоцикл без мотора, музыка очень важна. Все мероприятия всегда должны быть с музыкой, и дома у меня просто «море» музыки, предпочтение, конечно, к тяжелому року, но и от рэпа и шансона меня не тошнит, и порой я подолгу могу слушать эти стили. Начинал я с Deep Purple, Led Zeppelin, AC/DC, но вот мне уже 75 лет, а предпочтения так и не изменились. «Ария» только появилась, и то я не всю ее люблю, а люблю их музыку, когда группа была в лучшем своем составе с Валеркой Кипеловым — вот тогда у них каждая песня была хитом и гимном для байкера. Но один байкер Артем мне сказал, что «Ария» — это для начинающих, а вот настоящая байкерская группа — это ZZ-Top, я тут же помчался в магазин, купил себе диск этой группы и попытался «въехать» в эту музыку — очень хорошая группа оказалась! А кстати до «тяжеляка» я слушал диско 80-х, и сейчас радио «Ретро-FM» — любимая моя «волна». Если бы было у нас «роковое» радио — его бы и слушал, ну нет, так «Ретро-FM».

Как ты относишься к миру вокруг себя — к обществу, стране?

— Страна состоит из 99% «даунов», остальное — я. Наше «ёбщество» постоянно хочет размножиться, мне, даже когда я был таким же «дауном», размножаться не очень хотелось, ни на ком я не женился, как бы не влюблялся. Жениться, разводиться — вечного ничего нет, все мы умрем, а наше «ёбщество» все не может никак это понять. А вот я, величайший философ, готов поделиться своим интеллектом с «ёбществом» для того, чтобы оно стало возвышеннее и умнее. А я, в свою очередь, опираясь на еще более высоко развитое общество, стану еще выше, чем оно не только есть, но и будет. Пусть все «ёбщество» превращается в общество, я готов всех недоразвитых лично тянуть за уши, чтобы они стали умными, потому что я тогда стану еще умнее.

Скажи, если бы у тебя был шанс прожить свою жизнь по-другому, изменить хотя бы малейшую деталь, чтобы ты поменял?

— Мне Бог дал прожить мою жизнь так, что у меня, кроме страшнейших разочарований с противоположным полом, печалей в жизни не было. Жизнь у меня не тяжелая была, единственное, когда я в церковно-приходской школе учился — это для меня яд был, слава Богу, что меня после восьмого класса выкинули оттуда и сказали «иди, а то ты до сорока лет будешь восемь классов заканчивать». Два раза на второй год оставался, на уроках спал, не понимал, про что там говорят — самый плохой ученик в школе был. И тогда набрал такой «разгон», что сейчас стал величайшим философом современности, но если бы со мной кто-нибудь стал спорить, я бы спорить не стал — зачем мне кому-то что-то доказывать — мои мысли в моей голове, и делиться с «ёбществом» я ими не хочу.

Ты упомянул Бога. Веришь в Него?

— Еще один замечательный вопрос! Это тема мне очень близка. Моя философия — это сплав всех мировых религий. Но у меня есть мысли по поводу того, что Бога нет, а это инопланетяне прилетали, а их и сейчас не могут найти, и чтобы объяснить их визит старым бабкам и всяким среднеразвитым людям, и придумали Бога. Но все заповеди Божьи я соблюдаю, чего и вам желаю!

В этот момент к нам «подрулил» мотоцикл «друга Валентина» и Миха, приговаривая: «Вот едет болтун-задушевник!», не смог усидеть на месте и пошел здороваться с давно не появлявшимся «задушевником». В этот вечер множество долгожданных друзей посетило Миху, в отличие от первого дня интервью, во второй он был без своей «милой Светульки» и выражался намного свободнее. Вечер прошел в философских спорах — Миха рассуждал, как можно улучшить то самое общество, которое начинается с буквы «Ё», а в перерывах терпел поднадоевшие фотосессии и кадрил гулявших девушек. Солнце садилось, и наступало время отправляться домой — один за другим «взрыкивали» заводившиеся моторы уезжающих мотоциклов. Миха натягивал свою соболью шапку и взлезал на свой Intruder.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Брянске бытуют устойчивые выражения по поводу назначения места встречи. Например, «встретиться у Ильича» — каждому понятно, что «Ильич» — это памятник Ленину на площади его имени, «стрельнуться у Феди» — значит местом встречи будет сквер Тютчева. Таким же сакральным смыслом обладают и невзначай сказанные слова «подходи к Михе» — каждый поймет, где будет встреча, и поспешит «на огонек» к самому необычному байкеру города.