karmen.jpgДебютанты фестиваля «Славянские театральные встречи» — коллектив Смоленского государственного драматического театра имени Грибоедова — показали «Кармен» на сцене Брянского театра драмы в четверг, 24 мая. Это постановка — визитная карточка театра, с успехом идет в репертуаре десять лет. До приезда труппы на фестиваль отзывы о спектакле были самые положительные, из разряда «это нужно увидеть», и они, в принципе, подтвердились. Сам спектакль выписан в черных тонах, в буквальном смысле, а в финале и вовсе ожидает правдоподобная казнь и, как следствие, дрожь по телу

Драму «Кармен» (по новелле Проспера Мериме) в 1997 году на сцене Смоленского драматического театра имени Грибоедова поставил бывший главный режиссер Смоленского театра, а ныне штатный режиссер московского театра «Сатирикон» Игорь Войтулевич. Брянские театралы увидели уже третий состав спектакля, который продемонстрировал хорошую форму — как кордебалет, так и исполнители главных ролей.

Сценография спектакля предельно мрачная, емкая и многофункциональная — ни одной лишней детали. Одним движением руки красное и белое полотнища превращаются в «корабли» или необходимую завесу. Временами кажется, что слишком уж мрачновато-то оформление сцены, но ведь и финал предвидится далеко не радужный. Зритель, конечно, обращает внимание на хореографию хорошего постановочного уровня. Номера кордебалета открывают спектакль и затем органично вплетаются в основное действо, привнося в трагическую мелодраму элементы мюзикла. В целом создается ощущение слаженности, «сбитости» спектакля. Сами актеры частенько говорят, что подобное возможно, когда спектакль прочно поселился в репертуаре и есть возможность, время для проработки всех его деталей.

История «коварной женщины Кармен и неопытного юноши Хосе» препарирована детально: молодой Хосе влюбляется в зрелую Кармен, из-за гибельной страсти становится вором и убийцей, и в конце обоих ожидает трагический финал. Кстати, Хосе (Игорь Голубев) попутно дает комментарии залу о происходящем, о собственных мыслях, видимо, с целью точнее очертить свой путь «в преступники».

Начальные сцены только настраивают зрителей на предстоящее действо, перед глазами проносится калейдоскоп лиц, и только знание классического текста дает ощущение понимания происходящего. На сцене присутствует автор пьесы (Вячеслав Леонов), начинающий повествований и опять же настраивающий зрителей на ожидающее их кровожадное действо. Вскоре появляется Кармен (Инна Флегантова) — рыжеволосая (вернее, с медно-красной шевелюрой), не похожая на цыганку, зрелая, стремительная, дерзко хохочущая. Конечно, в черном платье с красными цветами по диагонали. Спектакль изобилует режиссерскими приемами. Так, любовная сцена героев решена в жанре театра теней, присутствует «театр в театре», рамочная композиция. Образ Кармен сочетает в себе экстремальность ее характера и вечную тягу к свободе, боязнь полюбить. Хосе же продолжительную часть спектакля находится в депрессивном состоянии. Его искра страсти к Кармен быстрыми темпами разгорается до рокового пламени, погубившего обоих.

Финал на первый взгляд прост по постановочному воплощению, но тем сильнее его эмоциональное воздействие. Хосе убивает Кармен, она падает, и мы видим в темноте сцены блестящий огромный кинжал в руках героя. Напряженность действу придает грохочущая мрачная музыка. Казнь Хосе еще более впечатляет — зрители видят «вдову на четырех ногах», то есть виселицу, зловещих монахов в черном, и вот уже тело убийцы взмывает под потолок зала. Ощущение произошедшей трагедии заставляет зал буквально замереть и потом горестно выдохнуть.

Один из спонсоров, поздравлявший актеров с удачной работой, предположил, что «нечто или некто за кулисами наигрывал на дудке, согласно легенде, вызывая у актеров столь явное вдохновение в игре на сцене». Смоленской труппе подобное предположение, судя по реакции, понравилось. © ИА «Город_24», фото Светланы Штименко

karmen1.jpg karmen2.jpg
karmen3.jpg karmen4.jpg