nomer.jpgГосномера с трехзначным региональным кодом «177» скоро закончатся, а в следующем году, судя по темпам продажи автомобилей, будут исчерпаны и две новые серии — «197» и «199». Это пренеприятное известие руководство столичной ГИБДД намерено сообщить автомобильной общественности в среду, 23 мая. Все дело в том, что другие цифры в стандартный размер госномера не помещаются. >

RBC daily выяснила, какое решение проблемы собирается предложить руководство ГИБДД вместе с ООО «Знак», эксклюзивным изготовителем госномеров в московском регионе. Автопарк Москвы начал резко увеличиваться с 1994 года, когда регистрационные отделы ГАИ насчитали полтора миллиона единиц автотранспорта с кодировкой «77». Четыре года спустя, в 1998-м, в столице вводится дополнительный код «99». А в 2002-м в публичных выступлениях руководителей столичной ГИБДД уже фигурирует трехзначный код «177». Впрочем, тогда введение нового кода решили отложить и на вооружение взяли так называемый резервный код «97». Предполагалось, что этой серии хватит до 2007 года. Однако госномера с кодом «77», «99» и «97» закончились в московском регионе еще летом 2005 года. Начальник управления ГИБДД Москвы Сергей Казанцев стандартно объяснял введение новых кодов увеличением количества автомашин, регистрируемых в столице.

Действительно, два года назад количество автотранспорта в Москве перевалило за три миллиона единиц, тогда и был задействован нынешний код «177». Кстати, трехзначные номера используют также несколько крупных российских регионов — Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татария, Башкирия, Свердловская область. Причем тенденция всюду одна: автомобильный парк растет темпами, не укладывающимися в прогнозы чиновников. По подсчетам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, код «177», скорее всего, закончится в этом году. «Двух новых серий — «197» и «199» — хватит примерно до конца 2008 года», — предполагает г-н Травин. Как ни странно, другие цифры и их сочетания для использования на госномере не годятся. Они там просто не помещаются.

Вариантов решения проблемы несколько. Можно оставить в госномере две буквы вместо нынешних трех. В Европе, например, встречаются похожие комбинации цифр и букв. «Еще один из возможных вариантов — убрать «перегородку» между цифрами и региональным кодом, и тогда к коду 77, 97 и 99 возможно добавление любой другой цифры», — поясняет первый заместитель директора ООО «Знак» Александр Фильев. Дополнительного трехзначного кода хватит примерно на полтора года, и поэтому такой подход — лишь частичное решение проблемы. «Кардинальное решение — четыре цифры в коде. Чтобы выбрать эту комбинацию, надо зарегистрировать 17 миллионов автомобилей», — говорит г-н Фильев.

Удлинять госномер представитель «Знака» не предлагает, иначе это уже затронет интересы автопроизводителей. Другой вариант решения проблемы — введение в ГОСТ нестандартного (более узкого) шрифта цифр — специально для госномеров. В этом случае есть опасность не вписаться в нормы, рекомендуемые Евросоюзом, например, читаемость знака на расстоянии. По мнению Александра Фильева, необходимо полностью менять технологию изготовления госномеров каждые 7-8 лет, а частичное обновление хотя бы светоотражающей пленки или рисунка, который наносится лазерным выжиганием, должно производиться каждый год. Нынешний ГОСТ не менялся 14 лет.

Кроме того, есть соображения безопасности. «Не то чтобы теневой рынок изготовления госномеров представлял для нас серьезную конкуренцию, но умельцы из подзаборного автосервиса регулярно клепают подделки и фальшивые номера, которые то и дело фигурируют в милицейских сводках, что наносит ущерб нашей деловой репутации», — говорит г-н Фильев. Судя по всему, ООО «Знак» (50% рынка госномеров) инициирует замену ГОСТа еще по одной причине. Предприятие рассчитывает выиграть у столичных властей тендер на массовое изготовление новых госномеров.

Виктор Травин утверждает, что автолюбителям волноваться нечего. При условии, что будет соблюдаться буква закона. Дело в том, что в прошлом году при участии Коллегии правовой защиты автовладельцев в Верховном суде был выигран иск, запрещающий гаишникам взимать плату за замену госномера. Правда, при этом за обращение в ГИБДД придется платить госпошлину — это предписывает вторая часть Налогового кодекса РФ. Госпошлина, собственно, взимается и сейчас, и в нее входит стоимость изготовления нового госномера. © RBC daily